42% тех, кто выступает за досрочные парламентские выборы, — это уж никак не рекордная цифра. В течение этого и прошлого года она была даже большей, превышая, по некоторым опросам, и 50%. Так что сегодня, наоборот, мы наблюдаем уменьшение количества людей, которые бы хотели проведения досрочных парламентских выборов.
Проблема в другом. Люди не столько хотят проведения выборов досрочно, сколько выражают свои негативные оценки деятельности парламентских политических сил. Если посмотреть результаты и этого соцопроса, и других, мы увидим, что ни одна из политических сил не имеет уровня поддержки выше 10%. А кроме того, значительная часть респондентов, иногда даже больше половины, выбирает ответ "не пойду на выборы" или "у меня нет никаких политических симпатий". По сути, сейчас мы имеем дело с кризисом доверия к ведущим политическим партиям. И именно об этом говорят данные социологических опросов.
Будет ли и в дальнейшем этот кризис доверия, и от чего это будет зависеть? Есть общий фактор — динамика социально-экономической ситуации, в которой находятся граждане. Есть непосредственная связь между уровнем социально-экономического положения людей, покупательной способностью, уровнем заработной платы, уровнем тарифов и отношением населения к политическим силам, особенно тем, что относятся к власти.
Есть и другой фактор, который следует учитывать. Сейчас, когда идет кампания по декларированию доходов народных депутатов, представителей власти и других чиновников, — кроме как к раздражению в обществе, она ни к чему другому не приводит. Это также отражается на негативном отношении к политическому классу как таковому. Если мы посмотрим на рейтинги, то увидим, что у нас и власть, и партии, которые декларируют себя как оппозиционные, выглядят на этом фоне совершенно одинаково. Это еще одно доказательство того, что мы имеем дело с недоверием ко всем политическим силам и партиям, а не с какими-то перепадами общественного мнения и электоральных предпочтений.