Если к вопросу Донбасса подходить системно, то этот кризис может быть разрешен комплексными мероприятиями, а не по какому-то одному направлению. Ни политическим, ни дипломатическим, ни экономическим, ни силовым путем в отдельности этот конфликт разрешить нельзя. Необходим согласованный, четко скоординированный комплексный план, куда бы входили и дипломатические, и политические, и экономические, и силовые в том числе методы.
Одним из силовых методов как раз является введение миротворческой миссии по принуждению к миру.
Все зависит от того какой мандат будет у этой миссии. Если это просто разделение сторон, то однозначно это замораживание конфликта. Если поставить целью не только прекращение, но и разрешение этого конфликта, т.е. возвращение Украине территориальной целостности и суверенитета, то это как раз разрешение конфликта, т.е. возвращение к доконфликтному состоянию.
Это должна быть миссия, в мандат которой входят вопросы и прекращения огня, и разделения сторон, и разоружение комбатантов, и демобилизация, и возвращение к мирной жизни, и оживление экономической ситуации на Донбассе, и проведение выборов в том числе. Но это все возможно тогда, когда будет закрыта граница.
Миротворческие операции, в зависимости от мандата, могут проводиться под эгидой различных организаций, кроме ООН — в частности под эгидой региональных объединений (Европейского Союза, НАТО, ОБСЕ), которые действуют в соответствии с резолюциями ООН или самостоятельно (это, как правило, относится к операциям по поддержанию или укреплению мира в рамках Главы VI Устава ООН). Менее частыми являются операции по принуждению к миру в соответствии с Главой VIIУстава ООН, в которых принимают участие, кроме названых игроков, ситуативные коалиции стран. Почему-то последняя опция в отношении Украины вообще не рассматривается, хотя изначально такие предложения были.
Так, еще в начале конфликта как один из вариантов предлагалось создавать “клуб друзей Украины”. Вот это и была бы ситуативная коалиция. В зависимости от того, как поставить этот вопрос и как работать с этими друзьями, могла бы быть сформирована группа стран, которые могли бы предоставить свой контингент в миротворческую миссию.
Однако дискуссии на эту тему надо было вести раньше. Сейчас поезд уходит все дальше. Мы потеряли инициативу, а Россия наоборот перехватывает эту инициативу. Последняя по времени инициатива президента о создании такого “клуба” по вопросам Крыма — это попытка догнать уходящий поезд.
Я бы не сказал, что все потеряно. Учитывая постепенное и неуклонное падение экономического потенциала России, можно надеяться на то, что или в результате выборов, или в результате каких-то других внутренних событий в России произойдет перестановка сил. Без этого на изменение позиции России в отношении этого конфликта надеяться, я думаю, не стоит.