Які уроки з Карабахського конфлікту може винести Україна (мовою оригіналу)

01 жовтня 2020

В ноябре 2007-го года Минская группа ОБСЕ, занимающаяся урегулированием конфликта в Нагорном Карабахе, предложила Азербайджану и Армении план мира в этом регионе — «Мадридские принципы». Сопредседатели группы — Россия, Франция и США — предложили Баку и Еревану вернуть территории вокруг Нагорного Карабаха Азербайджану, предоставить региону особый статус, провести там референдум и, при необходимости, ввести миротворцев.

Хотя Баку и Ереван на словах согласились с таким планом мира, он не сработал.

Почему? Кому выгодна война в Нагорном Карабахе? И может ли решение Карабахского конфликта подтолкнуть решение конфликта на Донбассе?


— Почему даже геополитические тяжеловесы не могут помочь решить Карабахский конфликт? В этом плане напрашиваются параллели и с Донбассом: насчёт подключения США к его решению — но какой толк, если они не могут решить такой застарелый конфликт на постсоветском пространстве?

Алексей Мельник: Конечно, очень много похожего в Минской группе или в конфликте, который сейчас между Россией и Украиной, и в том конфликте, где Россия является посредником.

По крайней мере, она там на прямую не участвует, активно поддерживая одну из сторон политически, но при этом вооружая обе стороны.

Я думаю, что присутствие России в этом формате, скорее минус и тормоз, который не позволяет реализовать эти «Мадридские соглашения», которые, на мой взгляд, достаточно приемлемый компромисс, поскольку Нагорный Карабах, как и другие конфликты на постсоветском пространстве очень хорошо вписываются в российскую технологию доминирования на постсоветском пространстве. Россия умело играет на чувствах и той, и другой стороны, поставляет оружие и той, и другой стороне и при этом остаётся посредником, но не стремиться к урегулированию этого конфликта. Потому что, по крайней мере, одна из сторон конфликта, Армения, очень сильно зависит от России. Если бы Россия заняла жёсткую позицию, то я думаю, что Армения, не смотря на то, какой там лидер, могла бы всё-таки пойти на компромисс.

— Какой сейчас смысл Российской Федерации обострять там ситуацию, какие она «плюшки» получает от этого обострения между Арменией и Азербайджаном сейчас? Вы говорите, что они бенефициары.

Алексей Мельник: На самом деле, что касается сегодняшней эскалации, то я скорее разделяю мнения тех, кто считает, что для России это как раз не выгодно. А по большому счёту, России как раз выгодно, чтобы этот конфликт был в таком полузамороженном состоянии, когда она могла бы дёргать одну и другую сторону, при этом сохранять мощное присутствие Армении, держать её в своём кругу.

Если мы посмотрим, как пример, голосование Армении по украинским вопросам, Армения абсолютно идёт в кильватере России.

— Если какой-то прогресс наметится в Карабахе, можно ли рассчитывать на какой-то прогресс на Донбассе?

Алексей Мельник: Я не вижу связи между урегулированием в Карабахе и перспективами урегулирования конфликта в Украине. Вместе с тем есть некоторые уроки, которые Украина могла бы вынести: например, эта Минская группа.

Как раз для Украины это показатель того, что даже участие США в этих переговорах, России, Франции — не зависимо от того, какой есть там формат, если нет политического решения, за которым бы стояла политическая воля прежде всего власти в Украине, собственной стратегии урегулирования этого конфликта, то эти переговоры будут длиться бесконечно.

И самое плохо, что мы опять видим на примере Карабаха: даже после года или десятков месяцев перемирия и затишья всё равно возможность эскалации — случайной или запланированной — достаточно высокая.


Джерело:

Олексій Мельник

Співдиректор програм зовнішньої політики та міжнародної безпеки, координатор міжнародних проектів


Народився в 1962 р. в Хмельницькій області. Закінчив Чернігівське вище військове авіаційне училище льотчиків (1984), Інститут іноземних мов міністерства оборони США (1993), Школу командирів ескадрилій Університету військово-повітряних сил США (1994), Курс управління повітряним рухом військово-повітряних сил США (2001), Королівський коледж оборонних наук Великої Британії (2007).

Робота:

1980–2001 р. — служба в Збройних Силах, підполковник запасу, учасник миротворчих операцій ООН (1996, 1997). Остання посада в Збройних Силах України — заступник командира авіаційної бази з льотної підготовки.

2001–2004 р. — Центр Разумкова.

2004–2005 р. — ДП «Укроборонсервіс».

2005–2008 р. — Міністерство оборони України, начальник організаційно-аналітичного управління забезпечення роботи міністра оборони України — перший помічник міністра оборони.

(044) 201-11-95

melnyk@razumkov.org.ua

oleksiy.melnyk