Результати та наслідки "сочинського бартеру" (мовою оригіналу)

16 вересня 2020

14 сентября Лукашенко повез в Сочи на встречу с Путиным "новые карты интеграции". Проще говоря, просить помощи, понимая, что безвозмездной она не будет. На кремлевском сайте сочинская встреча была анонсирована как посвященная "…также перспективам продвижения интеграционных процессов в рамках Союзного государства". Согласитесь, когда горит собственный дом, как-то не время договариваться об интеграции с соседями. Однако в белокаменной думают как раз наоборот. И весьма символично, что в этот же день в Беларуси начались совместные с Россией военные учения "Славянское братство-2020".

Короткая публичная часть встречи, являющая собой хрестоматийный пример циничного фарисейства и нерушимого авторитарного братства, наводит на некоторые размышления.

Во-первых, заявлена полная и безоговорочная политико-экономическая и военная поддержка Кремлем обанкротившегося режима Лукашенко и демонстративно проигнорированы позиции стран Запада. Де-факто открыт новый белорусский фронт гибридной войны в Европе и мире.

Во-вторых, встреча четко демонстрирует совсем иную, перпендикулярную реальности, картину мира, иную философию и мораль, чуждую базовым ценностям демократии. К примеру, по словам Лукашенко, люди, выходящие на улицы, "пока не нарушают красные линии". Но за это "ненарушение" их тысячами арестовывают, избивают, пытают и насилуют. Бесчинства лукашенковских силовиков беспрецедентны по жестокости. А если люди, у которых лопнет терпение от бесконечного насилия, нарушат эти установленные диктатором линии? Что тогда?

В-третьих, ситуация с Беларусью лишнее подтверждение тому, КАК и каким способом Кремль планирует "собирание земель" на постсоветском пространстве, и что ждет национальные провинции в зоне привилегированных имперских интересов Кремля.

Путин анонсировал предоставление режиму Лукашенко кредита в $1,5 млрд. И тут стоит сказать об экономическом интерьере этой встречи. Ныне госдолг республики составляет около $18 млрд из которых $8 млрд — это задолженность России. При этом на начало сентября международные резервы Беларуси составляли $7,5 млрд и лишь за протестный август просели на 16%. Доступ к иностранным рынкам капитала, мягко говоря, проблематичен, и западные наблюдатели заговорили об угрозе дефолта.

Протесты не утихают, экономика шатается, население скупает валюту и забирает из банков депозиты, белорусский рубль упал на 20%, забастовочная готовность охватила страну, отношения с Западом безнадежно испорчены.

Путин прекрасно понимает отчаянное положение самоизбранного президента, у которого единственная надежда на Россию. И это понимание обоюдное. Лукашенко уже никак не может старым способом выжимать из Москвы преференции, угрожая сближением с Брюсселем.

Очевидно, закрытая четырехчасовая часть встречи проходила совсем иначе и, отбросив всю официозно-дипломатическую шелуху, можно вполне резонно предполагать, что состоялся масштабный "сочинский бартер" — т.е обмен части суверенитета Беларуси на политико-экономическую помощь Кремля. По некоторым экспертным оценкам, белорусская стабильность обойдется Кремлю примерно в $11–12 млрд. Для российской экономики, переживающей не лучшие времена, эта сумма весьма чувствительная. Впрочем, в этом бартере более важна "интеграционная составляющая", ибо речь идет о поэтапной "интеграции по-кремлевски", т.е. — превращении республики в белорусский автономный округ, наделенный всеми формальными атрибутами государственности. Можно спрогнозировать некоторые возможные последствия "сочинского бартера".

Во-первых, будет включен зеленый свет для фактически монопольного контроля над белорусской экономикой, в т. ч. над флагманами белорусской промышленности. Иными словами, продолжится мягкое поглощение соседней республики агрессивным, более сильным и политически ориентированным российским капиталом, кстати, в значительной степени находящимся под западными санкциями.

Во-вторых, Путин поддержал Лукашенко относительно новой конституции, референдум по которой белорусские власти предполагают провести аж в 2022 году. Есть основания предполагать, что формула "вассально-патронатного" союзного государства будет заложена в новой белорусской конституции, рецензентом и редактором которой выступит Москва. В новом основном законе, который будет предложен для успокоения протестующих белорусов, вероятно будет ограничено для одной персоны число президентских каденций, перераспределены функции в треугольнике "президент-парламент-правительство" и введены некие другие "гарнирные" демократические нормы.

При этом, по российской традиции, очевидно, будет зафиксировано историческое единство двух народов, неразрывные социокультурные скрепы, нерушимое братство и т. д. Также вероятны и "новации" об объединенных вооруженных силах, совместной защите границ, о российских военных базах на белорусской территории (возможно, на основе ныне действующих российских объектов — радио-линейной станции "Ганцевичи" и узла связи "Вилейка"). Время покажет, будет ли упомянута в новой конституции единая валюта, единая денежно-кредитная, налоговая политика. Действующий договор о Союзном государстве содержит много подобных "новаций".

В-третьих, очевидная подоплека встречи — проблема личных перспектив и гарантий безопасности Лукашенко. О чем может идти речь? О посте председателя Высшего государственного совета Союзного государства? О председателе Совета министров или спикере парламента Союзного государства? Логика тут есть — Лукашенко создавал это самое Союзное государство с наднациональными структурами, ему в них и управлять чем-то, что поручат.

Для Украины уроки и выводы из белорусской ситуации очевидны. В рамках политики ЕС — проводить курс на солидарность, помощь и поддержку белорусского народа, удерживая заявленную "паузу" в диалоге с официальным Минском. Укреплять и обустраивать тысячекилометровую украинско-белорусскую границу. Формировать эффективную систему территориальной обороны. А главное — ускорять движение по пути европейской и евроатлантической интеграции.


Джерело:

Михайло Пашков

Співдиректор програм зовнішньої політики та міжнародної безпеки


Народився в 1958 р. в Рославлі Смоленської області.

Освіта:

  • Смоленський педагогічний інститут, факультет російської мови та літератури (1979);
  • Московський інститут молоді, факультет журналістики (1986);
  • Київський інститут політології і соціального управління (1991).
  • Кандидат філософських наук, автор понад 50 наукових праць.

Робота:

  • Протягом 1979–1989 р. працював на різних посадах у районних, обласних та республіканських газетах Росії та Молдови;
  • в 1991–1994 р. — в наукових закладах Національної академії наук України;
  • в 1994–1998 р. — на дипломатичній роботі в посольстві України в Російській Федерації;
  • з грудня 1999 р. — провідний експерт Центру Разумкова;
  • з лютого 2010 р. — директор міжнародних програм.

Має дипломатичний ранг першого секретаря. Остання посада в державних органах — головний консультант Аналітичної служби Апарату РНБО України; 

(044) 206-85-08

pashkov@razumkov.org.ua