Про перспективи Плану Маршалла для України (мовою оригіналу)

На днях Петр Порошенко заявил, что обсудил с лидерами Евросоюза во время их визита в Украину на 19-й саммит Украина-ЕС новый долгосрочный план поддержки Украины. Речь шла о так называемом Плане Маршалла для Украины авторства двух бывших литовских премьеров. По словам украинского президента, на этот счет в начале 2018 года в Брюсселе должна пройти инвестиционная конференция. На моей памяти это уже не первое многообещающее заявление. Еще в 2014 году известный американский миллиардер Джордж Сорос предлагал Западу предоставить Украине аналог Плану Маршалла, но дело так ничем и не закончилось. Но и Украина ничего не предложила в ответ.

А это очень долгая и сложная дорога, которая должна быть вписана в стратегию развития Украины, дорога, к сожалению, не одного-двух месяцев. Насколько я понимаю, кроме тезисов, что мы проведем конференцию по Плану Маршалла, реальных разработок, мягко скажем, не очень много. То, что я видел, это преимущественно отраслевые направления, которые формируются так же, как и пару лет назад: собираются у министерств их нужды и это выдается за стратегические инвестиционные планы.

На первое место здесь я бы поставил приватизацию. К сожалению, из года в год мы записываем поступления от приватизации в размере 18 млрд грн, эти гривны становятся дешевле, но они все равно не приходят. Без того, что Украина предложит миру новую структуру экономики, не популистскую, а именно жесткую, привязанную к украинским реалиям, нельзя говорить о целесообразности разного рода таких планов. В части предложений Украины, конечно же, должны быть большие инфраструктурные проекты. Аграрный сектор имеет потенциал и позитивные оценки, поэтому в аграрную переработку, наверное, можно предлагать вкладывать деньги. И в информационно-коммуникационные технологии — здесь есть и основа, и компьютерные школы в Украине. Это те две сферы, которые могут сформировать будущий потенциал Украины. С остальными отраслями я бы не очень спешил. Что касается твердой инфраструктуры — строительство дорог, коммуникационных центров, портов, причем с современным оборудованием, — вот здесь можно ожидать прихода капитала. Но опять-таки, речь должна идти не просто о финансировании, к примеру, Николаевского порта. Нужно четко представлять, что это будет — будут ли там расширяться судно-ремонтные или судно-строительные предприятия, или формироваться хабовская структура, которая может быть использована для транспортировки ближних и дальних грузов. В том числе, связанных с такими большими инфраструктурными проектами, как Новый шелковый путь. То есть, недостаточно просто определиться с отдельным отраслями, нужно четко знать и понимать, что мы хотим иметь.

Все международные эксперты говорят, что Украине нужно несколько десятков миллиардов долларов в течение последующих нескольких лет. Но все международные эксперты говорят, что это должно быть связано с условиями, с четким контролем и выполнением тех проектов, которые могут внести действительно системные изменения в украинскую экономику. Давайте посмотрим на приток прямых иностранных инвестиций в предыдущие годы. У нас были притоки и по $8 млрд, которые были связаны с приватизацией той же "Криворожстали". А были годы, когда мы еле-еле $2–3 млрд собирали. Если будут происходить реальные действия, реальная реализация проектов, речь действительно может пойти о нескольких десятках миллиардов долларов за 3–4 года связанных с разными инфраструктурными и интеграционными проектами. То есть, включение Украины в международные сети, в мировое разделение труда и т.д. Но это должно происходить при наличии разработанных проектов потому что, к сожалению, у нас бытует точка зрения, что, извините, придет очередной миллиард и его раздербанят. При стремительных изменениях можно надеяться на несколько десятков миллиардов в течение нескольких лет, не акцентируя особого внимания на ежегодных показателях, потому что инвестиционные проекты имеют специфику неравномерного финансирования.

Нужно помнить, что сейчас у нас есть 2–3 льготных года благодаря реструктуризации внешних долгов. Поэтому в этом и следующем году не будет большой проблемы с обслуживанием государственных долгов. Резервы сейчас немного подросли и хоть какая-то позитивная динамика есть. А вот в 2019–2020 гг. суммы выплат увеличиваются, что может стать для Украины испытанием. Нам нужны инвестиции, чтобы экономика в ближайшие 1,5–2 года действительно заработала, действительно начала давать результат, чтобы появились конкурентные товары и услуги, реализация которых сможет предоставить ресурсы, которые позволят выплачивать долги. То есть, не брать новые долги и новые заимствования, чтобы отдавать старые.

Хотя это не отрицает того, что такая тактика может быть. Особенно если новые кредиты дешевле.

Конечно же, наши международные партнеры могут значительно увеличить свою помощь Украине, в том числе и финансовую. Если будет все то, о чем я сказал выше. Помощь — как ресурсы, которые предоставляются стране и она использует их для себя, так и кредитные ресурсы, которые будут значительно дешевле. Для этого нам просто нужно продемонстрировать, что мы знаем и понимаем, что мы делаем, и что наши проекты — воплощение ресурсов, которые нам предоставляются, являются результативными. Более того, в некоторых случаях благодаря тому, что страна демонстрировала хорошие и позитивные успехи, даже часть долгов списывали. Как, к примеру, Польше, чтобы не вредить хорошей экономической динамике.


Василь Юрчишин

Директор економічних і соціальних програм


Народився в 1955 р. в Кам’янці-Подільському.

Освіта:

Київський державний університет імені Т. Шевченка, факультет кібернетики (1977).

Кандидат фізико-математичних наук (1989).

Інститут державного управління та самоврядування при Кабінеті Міністрів України (1994).

Доктор наук з державного управління (2003).

Автор близько 100 наукових праць.

Робота:

Протягом 1977–1993 р. працював в Київському університеті на посадах інженера, наукового та старшого наукового співробітника; 

1994–1999 — головний дослідник з економічних питань Міжнародного центру перспективних досліджень, Фонду розвитку банківської справи і фінансів;

1999–2004 — доцент кафедри економічної політики Української (нині Національної) академії державного управління при Президентові України;

1999–2004 — директор з досліджень Агентства гуманітарних технологій, потім Агенції соціального проектування;

2002–2003 — радник Міністра економіки України;

з квітня 2004 р. — професор кафедри економічної політики Національної академії державного управління при Президентові України;

з червня 2005 р. — директор економічних програм Центру Разумкова.

(044) 201-11-90

yurchyshyn@razumkov.org.ua