13 сентября 2016 года глава российского МИДа Сергей Лавров, говоря о ситуации на Донбассе, предложил создать дорожную карту, в рамках которой каждый шаг в сфере укрепления режима безопасности сопровождался бы шагом по продвижению политических реформ. Фактически речь идет о легализации "ДНР-ЛНР" и критических уступках Киева без каких-либо гарантий передачи оккупированных территорий под контроль Украины.
На следующий день, 14 сентября, о схожей формуле одновременного выполнения пакета безопасности и политического пакета Минских соглашений заявили главы внешнеполитических ведомств Германии и Франции на встрече с украинским министром в Киеве. Если вспомнить февральские инициативы Франка-Вальтера Штайнмайера о проведении выборов на Донбассе в первой половине 2016 года, то складывается впечатление, что нормандская четверка ныне вернулась к исходной переговорной точке. И тут удивительным образом позиции России совпали с позициями Германии и Франции, но только мотивы совершенно разные.
"Складывается впечатление, что нормандская четверка ныне вернулась к исходной переговорной точке. И тут удивительным образом позиции России совпали с позициями Германии и Франции, но только мотивы совершенно разные"
Мотивы Запада. Для франко-германского дуэта (и в целом для ЕС) тема Донбасса на фоне множества острых внутренних проблем и внешних вызовов обретает "фоновый" и "раздражающий" характер. С одной стороны, растет "усталость" от российско-украинского конфликта и от Украины с ее перманентным внутриполитическим противостоянием и недостаточно эффективными реформами. С другой — есть желание скорее "закрыть украинский вопрос" именно в преддверии выборов. И это желание будет усиливаться по мере роста праворадикальных, националистических и евроскептических настроений в Европе, которые могут решающим образом сказаться на результатах электоральных компаний в Австрии, Франции и Германии.
Мотивы России. Кремль стремится побыстрее легально имплантировать в Украину марионеточные, пророссийские образования "ДНР" и "ЛНР". Москве на благоприятном фоне "усталости" Европы нужно реализовать этот "троянский" сценарий и освободиться от бремени финансирования "повстанцев". (Для бюджета РФ это не столь обременительно, но вкупе с дотационным Крымом и уроном от западных санкций ,а также на фоне ухудшения социально-экономической ситуации — очень ощутимо.) Параллельно России важно добиться снятия/смягчения санкций.
Кремль, продвигая заведомо неприемлемый для Украины вариант урегулирования ситуации на Донбассе и сохраняя конфликт в "тлеющем" состоянии, ожидает благоприятной для него смены руководящих элит в Вене, Вашингтоне, Париже и Берлине. Именно с ближайшими выборами в США и Европе во многом связаны геополитические ожидания РФ, надежды на отмену санкций и в целом на изменение ситуации на оси Россия-Запад. Причем Москва в этом важном для нее избирательном процессе вовсе не занимает позицию постороннего наблюдателя.
"Именно с ближайшими выборами в США и Европе во многом связаны геополитические ожидания РФ, надежды на отмену санкций и в целом на изменение ситуации на оси Россия-Запад. Причем Москва в этом важном для нее избирательном процессе вовсе не занимает позицию постороннего наблюдателя"
Электоральные ожидания Кремля отнюдь не беспочвенны. В конце года пройдут повторные выборы в Австрии, где реальные шансы на президентство имеет представитель ультраправой Австрийской партии свободы Норберт Хофер, заявивший о необходимости снятия санкций с России и признания Крыма частью РФ. На финишную прямую вышли и выборы в США. Предвыборные заявления Дональда Трампа по поводу Крыма, НАТО и дружбы с Владимиром Путиным при любом раскладе уже стали знаковым и беспрецедентным для США и Европы явлением, и новому хозяину Белого дома придется гасить поднятые волны популизма и одолевать раскол в американском социуме. При этом, в случае проигрыша, вряд ли харизматичный Трамп уйдет с политической арены.
В апреле 2017 года пройдут президентские выборы во Франции. Безусловно, в ближайшие месяцы электоральная ситуация может измениться, но, очевидно, сюрпризов ждать не стоит. Пока в президентской гонке лидируют вождь правой партии "Национальный фронт" Мари Ле Пен, известная своими симпатиями к Путину, экс-президент, представитель "Республиканцев" Николя Саркози — тоже сторонник франко-российского сближения, и умеренный центрист Ален Жюппе.
И в Германии все явственнее чувствуется приближение парламентских выборов (осень 2017 года). Прошедшие недавно местные выборы в Померании и Берлине вряд ли можно назвать успешными для ХДС Ангелы Меркель. Позиции канцлера несколько ослабли, снизился рейтинг популярности и усилилась критика в первую очередь в связи с миграционным кризисом. (По данным некоторых исследований (ARD-Deutschlandtrend), в рейтинге популярности лидирует Штайнмайер.) Предвыборная ситуация заметно усложнилась, и, ко всему прочему, уже нельзя игнорировать феномен новой правой партии "Альтернатива для Германии".
"Как в США, так и в ключевых странах ЕС реальные шансы на победу имеют кандидаты, декларирующие сближение с Кремлем и пересмотр западной политики относительно РФ"
Иными словами, как в США, так и в ключевых странах ЕС реальные шансы на победу имеют кандидаты, декларирующие сближение с Кремлем и пересмотр западной политики относительно РФ. И если это случится, то есть основания прогнозировать развал западного санкционного фронта, возможную коррекцию приоритетов ЕС на российском направлении, усложнение ситуации внутри НАТО и попытки откорректировать формулу поведения с РФ, принятую на Варшавском саммите альянса. Подобную ситуацию Россия превратит в убедительное доказательство (во всяком случае, для внутренних потребителей) правильности и эффективности собственной внешней политики и продолжит наращивание активности на постсоветском пространстве и не только.
В таком случае изменится атмосфера и расстановка сил в нормандской четверке. Усилится прессинг и давление на Украину по выполнению "политического пакета" Минских соглашений, и официальному Киеву в критически сложной ситуации придется в одиночку в рамках "четверки" отстаивать свои позиции.
Все это не пустые фантазии. В недавнем ежегодном послании президента Верховной Раде подобному неблагоприятному сценарию уделено значительное место. Причем подчеркивалось, что "Европа все еще говорит одним голосом, но есть и страны, в которых уже слишком сильно слышится российский акцент".
Очевидно, что ключевой задачей украинской дипломатии является сохранение политической солидарности и экономической поддержки Запада. Но очевидно и другое — эта солидарность и поддержка зависят не столько от усилий дипломатов, сколько от эффективности внутренних трансформаций в самой Украине.