Чи є ще російські війська біля кордонів з Україною і залишається загроза вторгнення? (мовою оригіналу)

29 квітня 2021

Спустя почти месяц, в течение которого наблюдалось скопление российских войск на границе с Украиной, министр обороны России Сергей Шойгу заявил об отводе войск в места постоянной дислокации. Однако спустя неделю после приказа в Украине говорят, что отвода так и не наблюдается: Россия начала частичный вывод войск с территории оккупированного Крыма, а в Воронежской области, у восточной границы с Украиной, подразделения по-прежнему стоят, заявил глава Государственной пограничной службы Сергей Дейнеко...

О том, какие войска сейчас есть на границе и может ли их численность восприниматься как угроза вторжения, Настоящему Времени рассказал… содиректор программ внешней политики и безопасности украинского Центра Разумкова Алексей Мельник.


— Украинские пограничники говорят о том, что на украинской границе остаются российские военные и техника, а часть войск возвращают лишь только в аннексированном Крыму. Что это все значит? Угроза не спадает?

— Это значит, что еще преждевременно говорить о том, что угроза ушла. Вот вы вспомнили украинских пограничников — это, наверное, не та глубина наблюдения, о которой нужно говорить. Поскольку если брать, к примеру, ту же истребительную, штурмовую авиацию, то она не должна быть ближе 100-150 километров к линии фронта. Поэтому то, что говорят — "вблизи украинских границ", — это не значит, что это должен быть километр или 10 километров.

Небольшие эти маневры, по сути, не меняют ситуацию. Этот потенциал для возможной агрессии по-прежнему остается, и не просто остается — он наращивается. И то, что происходило в последние несколько недель, — это Россия отрабатывала возможный сценарий для вторжения в Украину. Можно по-разному оценивать масштаб. Для нас это масштабно, для них это какая-то тактическая операция оперативная. В любом случае Россия отработала возможные действия на вариант серьезной эскалации.

— Как вы оцениваете действия Украины? Стоило ли отдавать приказ украинским властям о том, чтобы украинские военные подразделения остановились на украинской границе в той части, где Харьковская, Луганская области?

— По большому счету, это не только мои оценки, но и оценки, которые звучали от экспертов, зарубежных экспертов и политиков. Можно оценить действия Украины как положительные, я имею в виду, не только военные, но и военно-дипломатические действия. То есть Украина в данном случае отработала достаточно хорошо. И то, что ставка делалась в первую очередь на дипломатические инструменты, а не на военные, — это как раз большой плюс. Потому что возможное передвижение и мобилизация в Украине могло бы быть использовано против Украины, то есть как провокация России.


Джерело:

Олексій Мельник

Співдиректор програм зовнішньої політики та міжнародної безпеки, координатор міжнародних проектів


Народився в 1962 р. в Хмельницькій області. Закінчив Чернігівське вище військове авіаційне училище льотчиків (1984), Інститут іноземних мов міністерства оборони США (1993), Школу командирів ескадрилій Університету військово-повітряних сил США (1994), Курс управління повітряним рухом військово-повітряних сил США (2001), Королівський коледж оборонних наук Великої Британії (2007).

Робота:

1980–2001 р. — служба в Збройних Силах, підполковник запасу, учасник миротворчих операцій ООН (1996, 1997). Остання посада в Збройних Силах України — заступник командира авіаційної бази з льотної підготовки.

2001–2004 р. — Центр Разумкова.

2004–2005 р. — ДП «Укроборонсервіс».

2005–2008 р. — Міністерство оборони України, начальник організаційно-аналітичного управління забезпечення роботи міністра оборони України — перший помічник міністра оборони.

(044) 201-11-95

melnyk@razumkov.org.ua

oleksiy.melnyk