Волкер-Сурков — зондування взаємних поступок (мовою оригіналу)

09 листопада 2017

Место встречи изменить нельзя: в понедельник 13 ноября в Белграде (Сербия) спецпредставитель Госдепа по Украине Курт Волкер снова встретится с помощником президента РФ Владиславом Сурковым. После предыдущих двух встреч мы не услышали емких комментариев российской стороны и, наверняка, не услышим и сейчас. Чего не скажешь о Волкере, который был достаточно медиаактивным, раздавая интервью и комментарии, что не особо нравилось Москве. Он более публичен, в отличие от Виктории Нуланд.

Понятно, что переговоры с российской стороной проходят в закрытом формате. Но я не думаю, что из-за такой медиаактивности Волкера российская сторона заблокирует переговоры. Москва будет ориентироваться на его публичные высказывания, оценивая в целом позицию Запада. А с другой стороны, речь ведь идет не о глухом закулисье секретных переговоров безымянных представителей двух стран. Волкер понимает и осознает всю важность и ответственность его миссии, с чем и связана некая часть его публичности.

Сейчас Волкер в формате челночной дипломатии работает над возможной концепцией решения по миротворцам на Донбассе. После второй встречи с Сурковым там же в Белграде 7 октября Волкер заявил, что, возможно, до конца года в Совбезе ООН может быть зарегистрирована резолюция по миссии "голубых касок". Для этого в переговорах с Сурковым он пытается сблизить позиции Украины, стран западного мира и России. Недавно Волкер заявил, что не рекомендует украинской дипломатии подавать в ООН конкурирующую российской резолюцию по миротворцам. Это вовсе не означает, что за спиной Украины проводятся какие-то закулисные переговоры и потом Киев поставят перед фактом. Тем более, что Волкер неоднократно публично и вполне четко заявлял о своей позиции, которая корреспондируется с позицией Украины. Сейчас он пытается согласовать концептуальные основы будущей резолюции, которая бы устроила разные стороны. Безусловно, это крайне сложно и весьма проблематично по ряду причин.

Предполагаемая встреча Дональда Трампа с Владимиром Путиным на полях саммита АТЭС во Вьетнаме будет во многом обусловлена тем, что за спиной у Трампа громкий скандал в связи с российским вмешательством в американские выборы и контактами его окружения с российской стороной. Это будет во многом определять достаточно жесткую позицию Трампа во время переговоров с Путиным. С другой стороны у Путина ситуация предвыборная: и в таких условиях говорить о каких-то компромиссах или уступках с российской стороны вряд ли приходится. Кстати, позиция РФ была обозначена четко и однозначно в недавних заявлениях Путина на Валдайском клубе.

Задача Волкера — попытаться сблизить позиции на концептуальной основе. В этом, наверное, и смысл его диалога с Сурковым. Это один из важных каналов переговорного процесса. Нормандский формат забуксовал из-за продолжающегося процесса формирования коалиции и будущего правительства в Германии, которая временно взяла паузу. Поэтому для Волкера в этой ситуации важно понять возможный люфт уступок российской стороны и попытаться выйти на некий компромисс по миротворческой миссии на Донбассе. То есть, сформировать общее видение того какой должна быть эта миссия и ее мандат. Это очень сложная задача и не нужно думать, что ее можно решить за короткий период или во время следующей встречи в Белграде. Процесс вокруг миротворческой миссии на Донбассе, ее мандата, дислокации и состава будет достаточно долгим и сложным — это очевидно. Думаю, неким рубежным пунктом будут президентские выборы в России. Я не сомневаюсь в их результатах, у меня нет иллюзий.

Сейчас звучат весьма жесткие заявления с российской стороны. В дальнейшем возможно некое смягчение тональности. Но то, что Россия вряд ли кардинально отступит от своей позиции, очевидно. Вопрос будет стоять о красных линиях и возможном компромиссе. Поэтому именно сейчас Волкер не проталкивает какой-то один вариант резолюции, а пытается посмотреть, где и насколько возможен люфт уступок со стороны России. Аналогично зондирует позицию США и Сурков.

Абсолютно очевидно, что российский вариант резолюции не подходит ни странам Запада, ни тем более Украине. И россияне это прекрасно понимают. Так же понятно, почему они вбросили свою резолюцию в Совет безопасности ООН, пытаясь сработать на опережение и продемонстрировать Западу миролюбие, миротворчество и якобы готовность на некие шаги по мирному урегулированию. И это выглядит как хорошая мина при "нехорошей" игре.


Михайло Пашков

Співдиректор програм зовнішньої політики та міжнародної безпеки


Народився в 1958 р. в Рославлі Смоленської області.

Освіта:

  • Смоленський педагогічний інститут, факультет російської мови та літератури (1979);
  • Московський інститут молоді, факультет журналістики (1986);
  • Київський інститут політології і соціального управління (1991).
  • Кандидат філософських наук, автор понад 50 наукових праць.

Робота:

  • Протягом 1979–1989 р. працював на різних посадах у районних, обласних та республіканських газетах Росії та Молдови;
  • в 1991–1994 р. — в наукових закладах Національної академії наук України;
  • в 1994–1998 р. — на дипломатичній роботі в посольстві України в Російській Федерації;
  • з грудня 1999 р. — провідний експерт Центру Разумкова;
  • з лютого 2010 р. — директор міжнародних програм.

Має дипломатичний ранг першого секретаря. Остання посада в державних органах — головний консультант Аналітичної служби Апарату РНБО України; 

(044) 206-85-08

pashkov@razumkov.org.ua