Чи потрібно зустрічатися Порошенко з Путіним тет-а-тет? (мовою оригіналу)

12 вересня 2016

Недавно об этом говорил экс-президент Украины Леонид Кравчук. Он предложил встретиться двум президентам без посредников. Эта тема получила широкий резонанс и отозвалась в Москве. 5 сентября на пресс-конференции по итогам саммита G-20 ВладимирПутин на вопрос о встрече с Петром Порошенко ответил: "Наверное, куда деваться, придется общаться…. Я считаю, что бессмысленно просто отмечаться самим фактом встреч. У меня создалось впечатление, что просто так встречаться ради встреч никто и не хочет. Может быть, кроме самого Порошенко. Я не знаю, я с ним уже давно не разговаривал".

Это пренебрежительное согласие на диалог, учитывая позицию Кремля по Донбассу и Крыму, можно расшифровать примерно так: мы согласны встретиться, если вы признаете аннексию Крыма, признаете "ДНР" и "ЛНР" и интегрируете их в состав Украины. А если нет, то и встречаться незачем…

Нужна и возможна ли в нынешней ситуации встреча тет-а-тет Порошенко и Путина? Во-первых, возможность подобного рандеву сводится к минимуму кардинальным и жестким антагонизмом позиций сторон по ключевым проблемам двусторонних отношений, который может быть как-то смягчен исключительно при международном посредничестве. Тут стоит вспомнить недавнее Послание Президента Верховной Раде, выдержанное в достаточно жестком и недвусмысленном стиле — и относительно Крыма, и войны на Донбассе и действий и роли российской стороны. Ситуация еще более обострилась с запретом проведения парламентских выборов РФ на территории Украины. Очевидно, чем хуже ситуация, тем больше потребность в международных посредниках.

Во-вторых, в том же Послании украинский президент, традиционно защищая от нападок минский процесс и нормандский формат, говорил о том, что любой формат имеет смысл лишь тогда, если в нем присутствует Россия, и когда этот формат многосторонний. Ибо "поведение России в мире… — это континентальная и глобальная проблема, и она не может быть развязана только на двусторонней основе".

Это абсолютно справедливо, если учесть то, что именно российская агрессия против Украины вызвала беспрецедентную конфронтацию по оси Запад-Россия, волны санкций, обструкцию РФ в международных организациях, сокращение контактов и т.д. и т.п. Поэтому Крым и Донбасс это отнюдь не внутренняя, локальная проблема Москвы и Киева, которая ими же и будет решаться.

В-третьих, есть ли взаимоприемлемая и согласованная формула урегулирования конфликта для обсуждения на такой встрече? Очевидно, нет. Или, возможно, она (формула) только разрабатывается, но, безусловно, не в российско-украинском формате. И обсуждаться и утверждаться она будет тоже не на двустороннем уровне. (Видимо, речь должна идти о "замораживании" конфликта в рамках первых трех пунктов Минских соглашений, без увязки с политическими условиями и требованиями).

А некая встреча ради "сверки часов", "обмена мнениями", "согласовании позиций" в нынешних условиях войны выглядит, по меньшей мере, кощунственно.

В-четвертых, разрушена вся многоуровневая система двусторонних контактов, которую венчают переговоры на высшем уровне — от межправительственных и межпарламентских до межрегиональных, "побратимских" связей городов. Это касается и фактически замороженных дипломатических отношений. И консультаций на экспертном уровне тоже.

Тут уместно напомнить и о том, как в начале августа российская сторона "сконструировала" причину ("попытка" теракта в Крыму), по которой Путин отказался встречаться в нормандском формате на саммите G-20 в Китае, рассчитывая провести там трехстороннюю встречу за спиной Украины. И тогда Ангела Меркель и Франсуа Олланд отстояли нормандский формат. И это вынудило хозяина Кремля пойти на попятную.

А вот встреча украинского и российского президентов именно в нынешней ситуации, на фоне посреднических усилий Германии и Франции, будет крайне негативным сигналом Парижу и Берлину, — мол, постойте в стороне, а мы попробуем разобраться без вас. Более того, встреча тет-а-тет стала бы весомым аргументом для пророссийских сил в Европе — вот пусть Порошенко и Путин сами разбираются с Донбассом и Крымом, Европа устала от этого конфликта и у нее своих проблем выше головы, да и с РФ надо как-то восстанавливать отношения.

Украина получила беспрецедентный травматический опыт от "братской" России: 10 тыс. погибших, 22 тыс. раненых, 1,8 млн. вынужденных переселенцев, 44 тыс. кв. км. оккупированной территории, 20% уничтоженного промышленного потенциала! Такая ситуация, (по крайней мере, сейчас) выглядит "недоговоровозможной" в формате Киев-Москва.

Поэтому, речь должна идти, скорее, о расширении переговорного формата (привлечение США), о максимальной интернационализации процесса урегулирования российско-украинского конфликта. В конце концов, Украине, безусловно, выгоден многосторонний формат, кратно усиливающий ее переговорные позиции.

С другой стороны, очевиден критический дефицит комплексной, стратегически выверенной политики Украины на российском направлении — оттого и возникают подобного рода вопросы и проблемы. К примеру: адекватен ли статус АТО? Нужно ли вводить военное положение в этой зоне? Вводить ли визовый режим с РФ? Разрывать ли дипломатические отношения? Пролонгировать или нет Большой договор и тд. и тп.

И все-таки, в главном Кравчук прав, — выходить на двусторонний диалог когда-то придется. Но тут формула "чем раньше, тем лучше" явно не подходит.


Джерело:

Михайло Пашков

Співдиректор програм зовнішньої політики та міжнародної безпеки


Народився в 1958 р. в Рославлі Смоленської області.

Освіта:

  • Смоленський педагогічний інститут, факультет російської мови та літератури (1979);
  • Московський інститут молоді, факультет журналістики (1986);
  • Київський інститут політології і соціального управління (1991).
  • Кандидат філософських наук, автор понад 50 наукових праць.

Робота:

  • Протягом 1979–1989 р. працював на різних посадах у районних, обласних та республіканських газетах Росії та Молдови;
  • в 1991–1994 р. — в наукових закладах Національної академії наук України;
  • в 1994–1998 р. — на дипломатичній роботі в посольстві України в Російській Федерації;
  • з грудня 1999 р. — провідний експерт Центру Разумкова;
  • з лютого 2010 р. — директор міжнародних програм.

Має дипломатичний ранг першого секретаря. Остання посада в державних органах — головний консультант Аналітичної служби Апарату РНБО України; 

(044) 206-85-08

pashkov@razumkov.org.ua