Час "Ч" для Донбасу (мовою оригіналу)

24 березня 2017

Стоит ожидать перманентную эскалацию боевых действий в зоне АТО летом-осенью.

В нынешнем году произошло несколько знаковых событий, свидетельствующих о возможных переменах в тактике и стратегии Кремля на донбасском направлении.

Во-первых, 18 февраля 2017г. президент России подписал указ № 74 о признании "документов", выдаваемых "властями" "ДНР/ЛНР" — от паспортов до регистрационных знаков транспортных средств. Это акт признания Россией правомочности органов ДНР/ЛНР и никакие "гуманитарные" пояснения не должны вводить в заблуждение.

Во-вторых, очевидно, с согласия и по указанию Кремля, боевики 1 марта 2017г. захватили 40 крупных украинских предприятий на территории ОРДЛО. Уже в начале марта вице-премьер РФ Д.Козак, надо полагать, убедил крупнейшие российские холдинги "Металинвест" и "Северсталь" поставлять железную руду на "отжатые" предприятия в ОРДЛО, и Захарченко смело "объявил блокаду" Киеву. 14 марта он уже рапортовал о направлении в РФ первых 95 вагонов с углем в Россию. А Плотницкий заявил, что ЛНР заключила двухлетний контракт с Крымом на поставки 3,5 млн. тонн угля.

В третьих, 17 марта 2017г. в Ливадийском дворце в Ялте прошло первое заседание интеграционного комитета "Россия-Донбасс" с участием лидеров ДНР/ЛНР. Провозглашен однозначный курс на интеграцию ОРДЛО в РФ, предложен "спецпроект" сотрудничества Москвы с Донецком и Луганском во всех сферах — социально-экономической, культурной, гуманитарной и тд. Озвучена идея создания на востоке Украины "Россрегиона", а лидерами "ДНР/ЛНР" заявлено о переходе на российское законодательство и намерениях провести в "республиках" референдумы о присоединении к России. Что тоже вряд ли является их личной инициативой.

В четвертых, не успели стихнуть речи на интеграционном комитете "Россия-Донбасс", как участники парламентских слушаний в Госдуме предложили для жителей ОРДЛО принять полную "миграционную амнистию", разработать перечень преференций и отменить патенты для работы на территории России.

Собственно идея интеграции ДНР/ЛНР в Россию не является такой уж новацией. Весь период оккупации идет последовательный и целенаправленный процесс втягивания Донбасса в РФ.

Социально-экономической сферой "ДНР-ЛНР" управляет Правительство РФ через межведомственную комиссию (6 рабочих групп, созданных пятью российскими министерствами) — контролируются финансы, налоги, инфраструктура, транспорт, энергоресурсы и тд.

В "республиках" создана своя (русифицированная) система "патриотического" воспитания молодежи по российским методикам, воспевающая подвиги повстанцев. Пишется "отдельная" история "республик". Система высшего образования в "ДНР-ЛНР" полностью завязана на РФ. Идет открытая и тотальная русификация оккупированных территорий. Как обязательная валюта введен российский рубль, по которому осуществляются расчеты и выплаты.

Вооруженные силы "ЛНР" и "ДНР" — "боевой филиал" Минобороны РФ, костяк которого составляют российские спецподразделения, офицеры и генералы. Ситуация в "республиках" тотально контролируется российскими спецслужбами.

Гибридная аннексия Донбасса превратила "ДНР\ЛНР" во враждебную и чуждую Украине милитаризованную зону, пропитанную идеологией "русского мира", наполненную оружием, покрытую густой сетью агентуры и резидентуры российских спецслужб, контролируемую армией боевиков во главе с российскими офицерами.

Однако, сейчас уже вполне очевидно, что провалился план "впихивания" в Украину ДНР/ЛНР в нынешнем, легитимизированном Россией виде и защищенных "особым статусом". Тогда бы Россия, с одной стороны, освободилась от содержания еще одного депрессивного, разрушенного региона, с другой, — встроила бы в Украину мощную мину замедленного действия.

Этот вариант не сработал и последние события свидетельствуют о том, что, очевидно, тактика РФ начинает ориентироваться на иные сценарии. И все они, так или иначе, будут завязаны на время "Ч" — март 2018г. — дату президентских выборов в РФ — т.е. всенародного референдума о доверии В.Путину (речь идет о дне 18 марта — сакральной годовщине аннексии Крыма).

  1. Сценарий-минимум "приднестровский" — сохранение "тлеющего"/ "замороженного" конфликта при максимальной неформальной интеграции республик в РФ — заключение договоров о сотрудничестве ДНР/ЛНР с регионами РФ, максимальные миграционные льготы, приход российского капитала, единая банковская система, законодательство, социально-гуманитарные программы и тд. Но такая "мягкая аннексия" фактически сохраняет нынешний "статус кво" и дает минимум электорального эффекта для предстоящих выборов.
  2. Реальным выглядит "осетино-абхазский" сценарий сентября 2008г., — признание Россией независимости "ДНР\ЛНР" и подписание с ними договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Сигналом станет проведение референдумов в ДНР/ЛНР. В предвыборном плане для руководства РФ это более предпочтительный, но все же транзитный вариант, подразумевающий дальнейшие шаги по воссоединению "русского Донбасса" с Россией.
  3. Сценарий-максимум — "крымский" вариант, предполагающий признание ДНР/ЛНР и включение их в состав России. Максимально выигрышный в электорально-пропагандистском плане, если "воссоединение" подоспеет к 18 марта 2018г. "Крым — наш! Донбасс — наш!". А если еще к этому же дню будет приурочено и воссоединение Северной и Южной Осетии в составе РФ, то в историческом апофеозе В.Путина — собирателя земель русских — на всенародном референдуме, именуемом выборами, сомневаться не приходится. На таком фоне меркнет любое международное негодование.

Если принимать последние два варианта как возможные, то, стоит ожидать перманентную эскалацию боевых действий в зоне АТО летом-осенью. Стоит ожидать как торможения переговоров в нормандском формате (что уже происходит!), так и очередных неприемлемых требований боевиков и угроз референдумами на переговорах в Минске. И, возможно, в конце 2017-начале 2018г. Москва санкционирует референдумы в "республиках". И тогда России просто нельзя будет "не откликнуться" на зов о помощи соотечественников на Донбассе.

17 марта пресс-секретарь Президента РФ Д.Песков заявил, что "каких-то писаных сценариев" интеграции "ДНР/ЛНР" в Россию нет… Тут весьма уместно вспомнить пресс-конференцию В.Путина 4 марта 2014г.

Цитируется стенограмма с сайта Президента РФ: "Вопрос: А как Вы представляете себе будущее Крыма? И рассматривается ли вариант его присоединения к России?

В.Путин: Нет, не рассматривается. И я вообще полагаю, что только граждане, проживающие на той или иной территории, в условиях свободы волеизъявления, в условиях безопасности могут и должны определять своё будущее".

Определить уровень вероятности упомянутых сценариев вряд ли возможно, ибо решения подобного рода принимаются персонально в кремлевском кабинете №1. Однако динамика и характер происходящих событий увеличивают их реальность. Впрочем, понятно и другое — Кремль не собирался и не собирается ограничиваться "клочком" ДНР/ЛНР, которые являются всего лишь плацдармом для дальнейшей "гибридной" экспансии. Поэтому уже сегодня недавнее решение СНБОУ о транспортной блокаде "ДНР/ЛНР" выглядит паллиативным и половинчатым, неадекватным возможным угрозам.

Михайло Пашков

Співдиректор програм зовнішньої політики та міжнародної безпеки


Народився в 1958 р. в Рославлі Смоленської області.

Освіта:

  • Смоленський педагогічний інститут, факультет російської мови та літератури (1979);
  • Московський інститут молоді, факультет журналістики (1986);
  • Київський інститут політології і соціального управління (1991).
  • Кандидат філософських наук, автор понад 50 наукових праць.

Робота:

  • Протягом 1979–1989 р. працював на різних посадах у районних, обласних та республіканських газетах Росії та Молдови;
  • в 1991–1994 р. — в наукових закладах Національної академії наук України;
  • в 1994–1998 р. — на дипломатичній роботі в посольстві України в Російській Федерації;
  • з грудня 1999 р. — провідний експерт Центру Разумкова;
  • з лютого 2010 р. — директор міжнародних програм.

Має дипломатичний ранг першого секретаря. Остання посада в державних органах — головний консультант Аналітичної служби Апарату РНБО України; 

(044) 206-85-08

pashkov@razumkov.org.ua