Агресія Росії проти України стала можлива через "Північний потік" (мовою оригіналу)

"ДС" Насколько реалистична программа "20/20", то есть увеличение добычи газа к 2020 году?

В.О. Программа "20/20" амбициозна и красива, но нереальна. Понятно, что вся газодобывающая отрасль в 2020 году не сможет добыть 27 млрд куб. м, в частности госкомпания "Укргаздобыча", самый большой добытчик, не сможет выйти на запланированные 20 млрд куб. м газа в год. Хотя по сравнению с другими компаниями "Украгаздобыча" пытается инвестировать в разработку новых месторождений, бурение, в том числе поисковое бурение. Да, в этом году компания увеличит добычу примерно на 500 млн куб. м (в 2016 г. добыча составила — 14, 6 млрд куб. м). Но большинство компаний частного бизнеса наоборот уменьшают темпы роста добычи, несмотря на то что к 2013 году они наращивали свои показатели очень динамично, а госкомпания была на одном уровне или даже немного снижала добычу. Повышение цены на газ для внутренних потребителей в несколько раз не отразилось на росте газодобычи, как планировалось. Инвестиций недостаточно, чтобы открывать новые запасы, интенсифицировать в газодобычу и выйти на запланированные показатели.

"ДС" И куда мы выйдем?

В.О. По моим прогнозам, к 2020 году мы можем выйти максимум на 23-24 млрд куб. м. Это "Укргаздобыча" плюс все частные добывающие компании, где доля госкомпании будет в пределах 17–17,5 млрд куб. м. Но и это не факт! О том, что программа "20/20" нереальна, я говорил, когда ее только принимали, там не учитывались все риски. Повышение газодобычи связано с долгими инвестициями. Нам таких кредитных линий никто не откроет. Украинские инвесторы могут профинансировать в очень скромных размерах. Поэтому потолок добычи в контексте нашего инвестклимата — 23–24 млрд куб. м. И это, повторюсь, оптимистичный прогноз! Такая добыча никого не может удовлетворять.

Был расчет на то, что повышение цен на газ пойдет на газодобычу. Но они не все туда были направлены, в основном ушли в госбюджет и на личное потребности владельцев газодобывающих компаний.
Ожидаемого эффекта пока не получилось.

"ДС" В 2016 году Украина потребила 33,2 млрд куб. м газа. Насколько возможно и желательно уменьшить потребление в 2020 году?

В.О. Украина способна выйти на потребление 25-27 млрд. Для этого нужно, во-первых, провести монетизацию субсидий. Когда субсидии будут получать не компании- монополисты, а конкретный потребитель, он будет заинтересован экономить деньги, соответственно, и газ.

Сейчас у получателя субсидий нет стимула для экономии, а монопольные компании заинтересованы в том, чтобы потребляли больше.
Во-вторых, тотальный учет энергоресурсов.

Потребление на уровне 25 млрд — это реальная цель. Если мы увеличим собственную добычу до 23 млрд и сможет уменьшить потребление до 25 млрд, докупать надо будет 2 млрд куб. м газа. Украина может перейти на 90% самообеспечения газом. Кстати, нет смысла особенно увеличивать добычу газа, когда у вас система потребления энергоресурсов работает как дуршлаг. То есть вопрос эффективности потребления должен быть более приоритетным по сравнению с наращиванием добычи.

"ДС" В Верховной Раде есть законопроект о снижении ренты за добычу газа. Какое ваше отношение к этому законопроекту?

В.О. Там законопроект, предусматривающий снижение рентной платы для новых месторождений до 12%, то есть более чем вдвое (для действующих скважин рента остается без изменений — 29% с залежей до 5 км и 14% с залежей глубже 5 км. — "ДС"). Это частично поможет, но не радикально.

Потому что в условиях огромных политических рисков, отсутствия rule of law (верховенство права. — "ДС") долгих инвестиций не будет.
Легче покупать газ и перепродавать его в Украину. Более 40 компаний зашли в Украину, которые занимаются экспортом природного газа и так зарабатывают. Это легче, чем инвестировать в проекты, которые могут окупиться через 20 лет.

"ДС" Обходные российские маршруты, прежде всего "Северный поток -2", как тут быть и что мы можем сделать, сколько осталось времени?

В.О. Времени нет, много времени потеряли, были непоследовательные действия. В первую очередь речь идет о затягивании процесса анбандлинга, реформирование "Нафтогаза" и создание оператора ГТС. Вопрос затягивается, а нужно было его решить еще три года назад.

Плюс повышение тарифов на транзит природного газа. Тариф украинской ГТС — один из самых высоких в Европе.

Это еще один дополнительный аргумент "Газпрома" для агитации европейцев за обходной маршрут. Решение о поднятии тарифов было несвоевременным и нескоординированным. Это результат нескоординированности действий правительства и руководства "Нафтогаза". Пока я не вижу гармонизации действий правительства и "Нафтогаза". У них две точки зрения по многим вопросам реформирования газового сектора, это не способствует реформированию и созданию образа серьезного партнера.

"ДС" Да, но почему же мы не можем провести анбандлинг, мало кого интересует специфика отношений между Гройсманом и Коболевым, интересует результат?

В.О. На мой взгляд, из-за нежелания руководства "Нафтогаза" потерять контроль над крупнейшей своей дочерней компанией — "Укртрансгазом", которая дает более 90% всех доходов компании. Это во-первых. Во-вторых, контроль над "Уктрансгазом" позволяет руководителям "Нафтогаза" быть политическими фигурами, если они его потеряют, превратятся в простых менеджеров, их политический вес в Украине и на международном уровне снизится на порядок. Они прекрасно это все понимают, поэтому, с одной стороны, поддерживают реформы, а на практике их затягивают. Я их понимаю, ни одна компания не хочет отдавать самый лучшую часть своего бизнеса. Поэтому здесь вопрос еще воли правительства, на нем лежит ответственность за реформирование "Нафтогаза".

"ДС" "Северный поток-2", кому он выгоден в Европе, как эти страны ранжировать?

В.О. "Северный поток-2" лоббируют Германия, Нидерланды, Франции и Австрия. Компании, принимающие участие в строительстве "Северного потока-2," мало чем рискуют, риски берет на себя РФ.

"Газпром" дает этим компаниям скидки на газ и обеспечивает большие объемы строительных работ — это рабочие места и заказы для этих стран. Большие интересы и большие деньги.
Плюс специфические отношения между "Газпромом" и европейскими влиятельными лицами, в первую очередь из-за финансовой заинтересованности. У них с "Газпромом" отработанные надежные схемы.

Вопрос геополитических рисков их не интересуют, потому что они прикрыты странами Восточной и Центральной Европы. Прямой угрозы для себя они не видят.

"ДС" Может, угрозы и нет?

В.О. На мой взгляд, это ошибка, потому что чем больше они накачивают РФ деньгами через увеличение покупки энергоресурсов, тем более опасной она становится для Европы. На эти деньги они проводят кибератаки, подкупают политиков, покупают целые партии, медиа, журналистов, депутатов. Это же не просто так, они работают на углубление политических рисков и кризисов для стран Западной Европы. К тому же агрессивное поведение РФ заставляет европейцев перевооружать свою армию, увеличивать расходы на оборону. Это такое сомнительное сотрудничество, которое приносит конкретную прибыль сравнительно небольшой горстке представителей европейского бизнеса и коррумпированных чиновников, но ведет к глобальной нестабильности в Европе.

Тем более что "Северный поток" разбалансирует геополитическую ситуацию в Европе. Например, у России серьезные природные ресурсы и больше населения по сравнению с Украиной. Единственное, чем компенсировался этот дисбаланс, зависимость РФ от Украины по транзиту. Пока этот баланс сохранялся, Европа гарантировала себе стабильность, не было войны.

Построив "Северный поток", Россия частично упразднила свою зависимость от украинской трубы и развязала себе руки в действиях против Украины.
К сожалению, нередко европейский бизнес и прикормленные ним чиновники мыслят категориями быстрой коммерции любой ценой, а не европейскими ценностями, что направлены на поддержание мира и безопасности в Европе.

"ДС" Ну, это же не первый раз немцы идут к созданию общей границы с Москвой...

В.О. В конце концов, значительная часть денег из этих сотен миллиардов долларов и евро, которыми ЄС накачивает Кремль, идут на дестабилизацию системы безопасности в Европе. Они уже там. Это одна из основных причин нарастания политических проблем в странах ЕС. И это только начало. Немаловажную роль в способности России так себя вести играют деньги, которые все эти годы шли из Германии в Россию. Поэтому сказать, что Германия будет на островке стабильности во все более дестабилизирующейся Европе, такого не будет. Образно говоря, для немцев "касса впереди".

Страны Восточной Европы просто ближе к РФ. Польша, Словакия и Украина острее все это воспринимают, чем страны Западной Европы.

"ДС" Третий энергопакет может остановить "Северный поток-2"?

В.О. Сегодня найден алгоритм, который может обойти положения Третьего энергопакета. Это когда труба будет принадлежать группе европейских компаний, газ может перекупаться европейскими компаниями, но это будет, конечно, именно российский газ. Формально все в будто в рамках Третьего энергопакета, трудно за что-то зацепиться. Но суть та же — труба будет построена из России для транспортировки российского газа, увеличение зависимости Европы от российского газа и накачка РФ деньгами за энергоресурсы, которые будут использованы для подрыва Евросоюза как проекта.

"ДС" LNG, норвежский и алжирский газ могут конкурировать с российским газом?

В.О. Доля российского газа в европейском потреблении около 30%. Она увеличивается, потому что уменьшается собственная добыча в Европе. Здесь надежды на LNG, построены терминалы в Польше и Литве. Есть расчет на американский газ, много европейских терминалов незаполненные, способные принимать более серьезные объемы.

У США есть избыток природного газа в связи со сланцевой революцией. Это заставляет россиян демпинговать, для них — это вопрос политики.
Россия способна демпинговать, а американский бизнес не сможет выдержать политический демпинг. Будет тяжелая борьба за европейский рынок между США и РФ. Не факт, что американцы победят.

"ДС" Какие тенденции возобладают на мировом газовом рынке?

В.О. Будет увеличиваться доля LNG. Она может превысить в структуре долю трубопроводного газа. Цена на природный газ будет отвязываться от цены на нефть и нефтепродукты. Газовый рынок может стать самостоятельным, все больше контрактов будет на спотовом рынке. Это выгодно потребителям. Поставки из Австралии в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) будут способствовать понижению цен на газ. Соответственно, Катар, США и ОАЭ могут переориентировать на европейский рынок часть своего сырья, что будет давить на цены вниз. Это неплохо для всех европейских потребителей.

"ДС" И вопрос об угле. У нас говорят, что отказались от российского газа, но в этом году уже больше $2 млрд Украина потратила на импорт угля, более 50% всего угля идет из РФ. Как избавиться от этого?

В.О. Первое: энергосбережение, термомодернизация зданий, приборы учета, модернизация котельных.

Второе: система транспортировки и теплоснабжения, потери в энергосетях, там есть что сокращать.

Третье: было бы хорошо больше инвестировать в шахты, имеющие запасы газовой группы, переоборудовать блоки ТЭС с использования антрацитового угля на уголь газовой группы.

Четвертое: наращивать инвестиции в ВИЭ, которые способны постепенно замещать часть угольной генерации. Пятое: наращивание добычи природного газа.

При нормальной и скоординированной политике, при увеличении диверсификации поставок и увеличении собственной добычи, мы можем решить эту проблему в ближайшие годы. Инвестиции в энергосбережение дадут наиболее быстрый эффект.


Джерело:

Володимир Омельченко

Директор енергетичних програм


Народився в 1967 р. в Києві.

Освіта:

Київський політехнічний інститут, факультет хімічного машинобудування (1992).

Автор понад 50 наукових і публіцистичних праць. Брав участь у розробці та здійсненні міжнародних енергетичних проектів та наукових дослідженнях міжнародної енергетичної політики.

Робота:

У 1992–1996 р. працював на різних посадах в галузі машинобудування;

1997–1998 — головний фахівець відділу нафтової, газової та нафтопереробної промисловості міністерства економіки України;

1998–2003 — НАК «Нафтогаз України», очолював напрям транспорту нафти;

2004–2007 — головний консультант Національного інституту проблем міжнародної безпеки РНБО України;

з лютого 2007 р. — експерт Центру Разумкова, з 2013 року — директор енергетичних програм.

(044) 206-85-02

omelchenko@razumkov.org.ua

volodymyr.omelchenko