Об одном направлении интеграционного обновления

Скачать PDF


Среди сложнейших задач, которые предстоит решать Украине в кратко- и среднесрочной перспективе, особое значение имеет формирование новых интеграционных направлений. Практически полный разрыв экономических связей с Россией означает существенное ухудшение торгово-экономических отношений с другими членами Таможенного союза — Белорусью и Казахстаном, которые часто вынуждены следовать за российскими ограничениями в отношении Украины.

Новый стратегический вызов. Особенно остро проблема недопущения разрыва экономических связей вследствие агрессивной политики России стоит для украино-казахских отношений, поскольку все торгово-экономические пути между Украиной и Казахстаном пролегают через Россию, которая блокирует перемещение практически всех украинских товаров через российскую границу (в т.ч. транзитного характера). Более того, такое блокирование также означает значительные ограничения для выхода Украины на высокодинамичные Центрально- и Восточно-Азиатские рынки.

Уже сейчас существенная доля товарных потоков (как из Украины в Казахстан, так и из Казахстана в Украину) оказывается блокированной на российской границе. Так, если по итогам 2013г., экспорт Украины в Казахстан превысил $2,1 млрд. (наибольший объем экспорта в страны СНГ, кроме России), а импорта — $0,7 млрд., то в первом полугодии 2014г. объем товарооборота между двумя странами снизился вдвое (по сравнению с соответствующим периодом 2013г.)[1]. Понятно, что продолжающаяся российская эскалация будет лишь усиливать такие негативные тенденции.

Для Украины ухудшение украино-казахских отношений крайне нежелательно. Наоборот, следует вести речь об укреплении как торговых, так и инвестиционных связей между двумя странами. Отметим лишь два обстоятельства. Первое — Казахстан является высокодинамичной страной Центральной Азии (ряд специалистов относят его к новому азиатскому «тигру»), а значит, совокупный спрос в стране будет активно расширяться. Второе — Казахстан является важнейшей страной в глобальном китайском проекте «нового шелкового пути» и формировании новых трансконтинентальных деловых проектов. Украина же пока не является его (проекта) участником. Поэтому крайне важным является активное расширение присутствия и углубление украинского бизнеса в Казахстане.

Одной из основ экономического сближения может считаться историческая социально-экономическая близость двух стран. Так, в 1990г. (начале распада СССР) в Индексе человеческого развития (ИЧР) Казахстан занимал 54 позицию (с рейтинговой оценкой 0,802), Украина — 45 (с оценкой 0,844). Сегодня же страны «поменялись местами»: в рейтинге ИЧР 2013г. Казахстан занимает 69 место (с оценкой 0,754), Украина — 78 (0,740)[2]. Одним из факторов такого перемещения является то, что Казахстану удалось сформировать и реализовать результативную политику экономического роста и развития.

Макроэкономическое отставание. Важнейшей составляющей изменений и преобразований в стране и обществе является экономическая. Так, если в 1990г. ВВП на душу населения в международных долларах по паритету покупательной способности ($ ППС) для обеих стран были близки: в Казахстане — 4716, Украине — 5433, то в 2013г. соответствующие показатели (в $ ППС) составили: для Казахстана — 23206, Украины — 8788 (т.е. разница превышает 2,6 раза)[3].

Следует ожидать, что эта разница еще больше увеличится по итогам 2014г. — если в 2013г. ВВП Казахстана составил $219 млрд., а Украины $178 млрд., то по международным прогнозам в 2014г. ВВП Казахстана достигнет $234 млрд., а Украины (вследствие экономического падения и девальвационного обвала) упадет до $134 млрд.

Следует отметить и признать, что после распада Советского Союза экономическая динамика Казахстана в общем была значительно выше украинской.

Кроме того, Казахстан значительно лучше, чем Украина, преодолел период глобального кризиса. Так, в кризисные 2008–2009гг. Казахстану удалось удержать позитивную динамику (напомним, ВВП Украины сократился почти на 15%), и с 2010г. страна демонстрирует устойчивые темпы роста ВВП на уровне 5–6% (диаграмма «Рост реального ВВП»).

Рост реального ВВП,

% к предыдущему году

Инфляция,

% роста, дек.-дек. соотв. года

Хотя Казахстан испытывает некоторые инфляционные проблемы (в последние годы — инфляция удерживается в узком диапазоне 5-7%), однако устойчивость инфляционной динамики не оказывает существенного влияния на принятие экономических решений (диаграмма «Инфляция»).

Отметим, частично повышенная инфляция вызвана вхождением страны в Таможенный союз и принятием более высоких российских таможенных пошлин, что привело к удорожанию многих потребительских товаров, в т.ч. продуктов питания[4].

Важность выхода из-под доминирования российских подходов в рамках Таможенного союза обуславливается также тем, что Казахстан последовательно переходит от экспорто-ориентированной сырьевой модели экономики к инвестиционной и технологической модели, что требует повышение независимости страны (от внешнего политического влияния) в принятии экономических решений, а также большей гибкости в отношении открытости внутренних рынков для международного присутствия.

На протяжении последних лет (в посткризисный период) Казахстан поддерживает возрастающий уровень инвестиций, который сегодня достигает 35% ВВП и служит весомым аргументом устойчивого долгосрочного развития (диаграмма «Инвестиции в основной капитал»). Заметим, Украина, наоборот, теряет инвестиционный капитал (уровень инвестиций в ВВП находится на уровне 17–18%), что осложняет возможности для быстрого экономического восстановления.

Инвестиции в основной капитал,

% ВВП

Сальдо счета текущих операций,

% ВВП

Высокая экономическая динамика, стимулирующая технологический и потребительский импорт, с одной стороны, и значительный сырьевой експорт, с другой, позволяют Казахстану удерживать практически сбаланси-рованное сальдо счета текущих операций платежного баланса (диаграмма «Сальдо счета текущих операций»). Что, фактически, избавляет Казахстан от валютных и долговых рисков, характерных для Украины.

Дополнительным источником устой-чивости во внешнеэкономической сфере является приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В последние годы такой поток в Казахстан устойчиво удерживается на уровне $12–14 млрд. и, по сути, вдвое превышает уровень ПИИ в Украину (диаграмма «Приток ПИИ»). Причем инвестиционное расширение происходит не только за счет добывающих отраслей, но и отмечается в относительно «новых» сферах машиностроения, нефтехимии, коммуникационных технологий.

Приток ПИИ,

$ млрд.

Позитивная макроэкономическая динамика и высокие поступления от экспорта сырьевых ресурсов (прежде всего, нефти) позволяют стране удерживать и позитивное сальдо государственных финансов (диаграмма «Сальдо консолидированного бюджета»). (В Украине же, напротив, отмечается негативная тенденция сохранения высокого дефицита государственных финансов.)

Конечно, весомая роль в позитивной экономической динамике, внутренней и внешней финансовой сбалансированности принадлежит нефтяным доходам. Однако, в Казахстане не только энергетические доходы и экспорт являются фактором сбалансированности государственных финансов. В посткризисный период прослеживается четкая тенденция к последовательному снижению государственных расходов, уменьшению роли государства в экономической деятельности. В Украине же государственные расходы «законсервированы» на уровне 50% ВВП (диаграмма «Расходы обобщенного правительства[5]»), что является дестимулирующим фактором для частного капитала.

Сальдо консолидированного бюджета,

% ВВП

Расходы обобщенного правительства,

% ВВП

Следствием низкого уровня государственных расходов и сбалансированности бюджета в Казахстане является крайне низкий уровень государственного долга — не превышающий 15% ВВП (диаграмма «Государственный долг»). Более того, в посткризисный период Казахстан проводит взвешенную политику внешних заимствований, в т.ч. частным сектором, что позволило заметно снизить в общем внешнедолговую зависимость страны (диаграмма «Общий внешний долг»).

Государственный долг,

% ВВП

Общий внешний долг,

% ВВП

Инвестиционное совершенствование. Снижение роли государства в экономической деятельности позитивно отражается на оценивании экономической среды Казахстана международными бизнесом и экспертами. Так, в Индексе экономической свободы 2014г. Казахстан занимает 67 позицию с рейтинговой оценкой 63,7 (наивысшая оценка — 90,1). Украина при этом занимает 155 место (с оценкой 49,3)[6].

Институциональные преимущества Казахстана (и, соответственно, провалы Украины) достаточно наглядно отражены в рейтинге легкости ведения бизнеса (таблица «Рейтинговые позиции в Индексе легкости ведения бизнеса»[7]). Казахстан входит в группу наиболее привлекательных для бизнеса стран в части регистрации собственности, защиты инвесторов, уплаты налогов, в то время как Украина — в группе наихудших по указанным и другим показателям.

Рейтинговые позиции в Индексе легкости ведения бизнеса

Общее место

Открытие бизнеса

Регистрация собственности

Защита инвесторов

Уплата налогов

Закрытие бизнеса

Казахстан

50

30

18

22

18

54

Украина

112

47

97

128

164

162

Приведенный короткий анализ макроэкономической среды Казахстана указывает на ее (среды) видимые преимущества по сравнению с украинской деловой и инвестиционной средой.

Более того, Казахстан, рядом своих политических решений демонстрирует дальнейшие усилия по активизации привлечения иностранных инвестиций. Так, во время проходившего в июне 2014г. заседания Совета иностранных инвесторов Глава государства публично подписал закон, направленный на дальнейшее совершенствование инвестиционного климата[8]. Законом внедряется новый пакет государственного стимулирования инвесторов[9] (основные положения которого вступят в силу с 1 января 2015г.), в частности:

  • освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога и земельного налога на 10 лет, а также налога на имущество на 8 лет;
  • компенсация государством до 30% капитальных затрат после ввода объекта в эксплуатацию (инвестиционная субсидия);
  • предоставление права инвесторам на привлечение иностранной рабочей силы на период строительства и один год после ввода проекта в эксплуатацию;
  • закрепление предельного уровня тарифов на услуги всех субъектов естественных монополий на долгосрочный период (5 и более лет), а также ряд других привилегий.

Несомненно, такая политика окажет существенное позитивное влияние на принятие международным бизнесом инвестиционных решений. Но этим бизнес-привлекательность Казахстана не исчерпывается.

Кроме инвестиционных льгот и привилегий, Казахстан обладает еще одним уникальным геостратегическим преимуществом для обеспечения долгосрочного роста. Страна играет ключевую и ведущую роль в формировании и реализации трансконтинентального проекта «нового шелкового пути», призванного связать посредством транспортных коридоров Западный Китай со странами Западной Европы, обеспечивая тем самым быстрый и удобный взаимный выход на рынки друг друга европейских и Центрально- и Восточноазиатстких стран («трансконтинентальный мост» между Европой и Азией[10]).

В таких условиях неизбежно инвестиционная привлекательность Казахстана улучшается и уже сегодня можно утверждать, что страны, которые смогут быть вовлечены в производственные и инфраструктурные мегапроекты Казахстана, получат значительные экономические выгоды.

Перспективы для Украины. В указанных условиях экономическая значимость Казахстана для Украины существенно возрастает. Учитывая, что традиционные торгово-экономические связи между Украиной и Казахстаном могут быть нарушены, вследствие масштабных ограничений для украинских товаров по их пересечению (в т.ч. транзитном) российской границы, Украине следует искать новые пути и возможности вхождения в экономическое пространство Казахстана. Чем обусловлена такая исключительная значимость?

Украина крайне нуждается в свободном выходе на Центрально- и Восточноазиатские рынки, а также рынки крупнейших азиатских экономик Китая и Индии, укреплении и расширении тех интеграционных возможностей, которые строились в последнее десятиление. Перекрытие Россией торгово-экономических путей из Украины в страны Азии существенно нарушит возможности присутствия Украины на азиатском направлении, и, тем самым, значительно усложнит посткризисное восстановление экономики страны.

В настоящее время у Украины практически нет реальных возможностей участия в трансконтинентальном проекте «нового шелкового пути», а это потенциальная потеря миллиардов долларов в долгосрочной и стратегической перспективе (в особенности, учитывая высокую экономическую динамику азиатских стран-гигантов). Поэтому Украина не просто должна сохранить традиционные товарные рынки в дружественных странах (к которым в настоящее время, несомненно, относится Казахстан). Сегодня следует вести речь об экономическом укреплении украинских производителей, их приближении к рынкам Азии. И такое укрепление может состояться только на основе (как бы странно это не звучало) инвестиционного вхождения Украины в Казахстан.

Не вызывает сомнения, что Украина нуждается в инвестициях, восстановлении инвестиционного потенциала, активном привлечении иностранных инвестиций в национальную экономику. Но еще более важным для страны является скорейшая интеграция в мировые производственные, торговые, финансовые сети, что позволит Украине предотвратить отставание от мировых тенденций. Утрата российских рынков опасна не сама по себе, опасность составляет жесткая «привязка» украинских предприятий к российским рынкам, что культивировалось все годы независимости, и во многих случаях неготовностью национального бизнеса разорвать «дружественные» хозяйственные связи. Поэтому посредством новых инвестиционных проектов Украина может выйти и на новый интеграционный уровень.

Еще раз подчеркнем, сегодня прямые иностранные инвестиции Украины в Казахстан могут придать устойчивость отечественным производителям, расширить интеграционные возможности. Хотя макроэкономически Украина несколько отстает от Казахстана, однако украинская промышленность в ряде сфер и отраслей вполне может быть «подходящей» для интеграции с казахской. И это не противоречит потребности Украины во внутренних инвестициях. Отметим, чем развитее страна, тем активнее становятся инвестиционные потоки — расширяются и углубляются как приток, так и отток капиталов (список крупнейших стран-инвесторов практически совпадает со списком стран крупнейших получателей иностранных инвестиций).

Отметим, договорно-правовая база между Украиной и Казахстаном вполне благоприятна для усиления инвестиционного присутствия и надежности инвестиционных вложений. В частности, с 1995г. действует соглашение о содействии и взаимной защите инвестиций, а с 1997г. — Конвенция об избежании двойного налогообложения и предупреждении налоговых уклонений относительно налогов на доходы. В то же время, в Казахстане отсутствуют какие-либо существенные ограничения по репатриации доходов/прибыли предприятий, образованных в результате ввода прямых иностранных инвестиций[11].

Кроме того, инвестиции в виде переноса части украинских производственных мощностей в Казахстан могут способствовать и смягчению проблемы занятости в Украине. Как следует из указанных новых законодательных мер, инвесторы получают значительные права по привлечению иностранной рабочей силы не только на период ввода инвестиционных объектов, но и на некоторый дополнительный период после ввода проекта в эксплуатацию, причем вне учета обычно предоставляемой квоты на иностранную рабочую силу.

Наконец, инвестиции в Казахстан в условиях нового уровня институционального содействия могут оказаться крайне благоприятными для украинских производителей по прямому выходу на азиатские рынки, прежде всего азиатских гигантов (Китая и Индии), а также вовлеченности в трансконтинентальный проект «нового шелкового пути». Тем самым, для Украины, кроме задач привлечения ПИИ, стратегически важными являются выработка механизмов и инструментов поддержки инвестиционного экспорта, и Казахстан в этом отношении может стать хорошей стартовой площадкой.


[1] Использованы данные украинской статистики. Соответствующие показатели товарооборота Украины и Казахстана, представленные в казахской статистике, могут отличаться вследствие специфики учета экспорта природного газа. За вычетом энергоресурсов расхождение в показателях товаропотоков — не значительно. Здесь и далее используются украинские и международные (при межстрановом сравнении) информационные источники.

[2] Human Development Reports. — http://hdr.undp.org/en.

[3] Здесь и далее, если не указано иное, используются данные выпусков разных лет IMF World Economic Outlook и Credit Suisse Emerging Markets.

[4] В настоящее время Казахстан пытается пересмотреть характер и уровень защитных механизмов, чтобы ослабить зависимость своей внешнеэкономической политики от российской (в особенности в части продуктов питания и других потребительских товаров).

[5] В Казахстане состоит из Государственного бюджета и Национального нефтяного фонда (в начале 2014г. в Фонде аккумулировано около $70 млрд.).

[6] 2014 Index of Economic Freedom. — http://www.heritage.org/index/.

[7] Doing Business 2014. — http://www.doingbusiness.org/.

[8] См.: Н.Назарбаев подписал Закон «По вопросам совершенствования инвестиционного климата». — http://www.zakon.kz/4631461-n.-nazarbaev-podpisal-zakon-po-voprosam.html.

[9] … для инвестиционных проектов стоимостью не менее $20 млн. и реализуемых в приоритетных отраслях экономики.

[10] … предусматривается создание современной транспортно-логистической системы, позволяющей формировать «эффективные каналы доставки любого груза любым видом транспорта до пункта назначения через территорию Казахстана».

[11] Так, согласно Закону «Об инвестициях», инвесторы вправе «… по своему усмотрению использовать доходы, полученные от своей деятельности, после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет…».

Василь Юрчишин

Директор економічних і соціальних програм


Народився в 1955 р. в Кам’янці-Подільському.

Освіта:

Київський державний університет імені Т. Шевченка, факультет кібернетики (1977).

Кандидат фізико-математичних наук (1989).

Інститут державного управління та самоврядування при Кабінеті Міністрів України (1994).

Доктор наук з державного управління (2003).

Автор близько 100 наукових праць.

Робота:

Протягом 1977–1993 р. працював в Київському університеті на посадах інженера, наукового та старшого наукового співробітника; 

1994–1999 — головний дослідник з економічних питань Міжнародного центру перспективних досліджень, Фонду розвитку банківської справи і фінансів;

1999–2004 — доцент кафедри економічної політики Української (нині Національної) академії державного управління при Президентові України;

1999–2004 — директор з досліджень Агентства гуманітарних технологій, потім Агенції соціального проектування;

2002–2003 — радник Міністра економіки України;

з квітня 2004 р. — професор кафедри економічної політики Національної академії державного управління при Президентові України;

з червня 2005 р. — директор економічних програм Центру Разумкова.

(044) 201-11-90

yurchyshyn@razumkov.org.ua