Що буде після Nord Stream 2 (мовою оригіналу)

20 лютого 2019

Сигналом к переформатированию ситуации на рынке сбыта газа в Европе стало согласование членами Европейского Союза проекта Газовой директивы, которая, по замыслу, должна была остановить энергетическую экспансию России. Но после внесенных поправок окончательный текст директивы стал настолько лояльным к российской стороне, что политическая ситуация в ЕС может только усугубиться.

Если раньше абсолютно обоснованно европейской стороне можно было критиковать “Северный поток-2” и говорить, что его строительство ведется вне правового поля ЕС, сейчас газопровод фактически получит зеленый свет.

Согласно Газовой директиве европейское законодательство будет распространяться на морской участок газопроводов в территориальных водах Германии. Кроме того, как именно законодательство будет работать в данном случае, придется решать именно немецкому регулятору. Фактически Германия, после утверждения Европарламентом проекта Газовой директивы станет главным дистрибьютором российского газа в Европе. Глобально сам проект директивы, как ледокол энергетической безопасности EC, прокладывает благоприятные условия для функционирования газопроводов третьих стран на ближайшие десятилетия. Таким образом, он откроет путь для создания не только “Северного потока-2”, но и других маршрутов поставки российского газа: “Северного потока-3”, “Турецкого” и “Южного” потоков.

Можно ли было не допустить столь выгодных условий для продвижения проекта “Северный поток-2”? К моменту согласования Газовой директивы критическая масса стран Евросоюза за счет поддержки Вашингтона получила возможность заблокировать мандат ЕС на строительство газопровода. В ответ на это Германия и Россия заявили, что для этого им не нужно одобрение всего блока, а только согласие тех стран Евросоюза, через которые этот газопровод будет проходить (то есть Финляндии, Швеции, Дании и Германии).

В итоге Еврокомиссия выдвинула предложение, согласно ему все газопроводы, которые шли из стран или в страны, не входящие в состав Евросоюза, должны будут получить разрешение всего блока. Причем европейские нормы должны распространяться на весь “Северный поток-2” (или любой другой газопровод, по которому в ЕС поступает газ из третьей страны). Но в таком случае пришлось бы обеспечить доступ к трубе других предприятий-поставщиков, разделить деятельность по продаже и транспортировке газа, а также обнародовать тарифы. Это сделало бы русские инвестиции нерентабельными.

После этого Германия призвала членов Евросоюза не принимать данное предложение, так как оно позволит Брюсселю остановить реализацию “Северного потока-2”. До определенного момента Франция старалась не вмешиваться в эти споры.

Но заявление о том, что Париж поддержит предложение Еврокомиссии, резко изменило ход игры, поскольку в Европейском совете Франция занимает второе после Германии место по количеству голосов. Впрочем, после встречи представителей правительства Германии и Франции компромисс во взаимоотношениях между двумя странами все-таки был найден.

Существует мнение, что Франция вообще не собиралась поддерживать предложение Еврокомиссии, она пыталась использовать “Северный поток-2” в качестве политического аргумента в глобальной дискуссии с Германией. Президент Франции Эммануэль Макрон желает, чтобы Ангела Меркель приняла его предложения по реформированию Евросоюза, в то время как Меркель продолжает отвергать идеи Макрона относительно общего бюджета и долговой системы еврозоны.

В ближайшие несколько недель мы, возможно, увидим то, в чем Германии пришлось уступить, чтобы Франция пошла на компромисс по “Северному потоку-2”. Несомненно, подобные политические колебания, нарушат тишину в лагере оппонентов российского газопровода. В то же время, это только проект Газовой директивы, которая должна быть принята Европарламентом. Процесс ее одобрения длится, по меньшей мере, несколько месяцев.

Против новых российских газопроводов выступают не только европейские политики и эксперты, но и государства. Наибольшим противником энергетической экспансии России является Польша, по политическим причинам и в виду долгой истории сложных взаимоотношений с РФ. Хотя Польша выигрывает и в экономическом плане, если “Северный поток-2” не будет реализован — это позволит построить газовое распределительное кольцо для стран Центральной и Восточной Европы.

Украина в такой ситуации если не нарастит объемы прокачки голубого топлива через национальную ГТС, так точно их не уменьшит. Но для этого нужно реанимировать проект по строительству интерконнектора “Украина-Польша” и завершить реформы на отечественном рынке природного газа.


Джерело:

Максим Білявський

Провідний експерт енергетичних програм


Народився у 1986 р. в Житомирській області.

Освіта:

Житомирський державний технологічний університет, факультет інженерної механіки (2008).

Кандидат технічних наук (2010).

Івано-Франківський національний технічний університет нафти і газу (2012).

Автор 17 патентів на винаходи та більше 100 наукових праць в галузі енергетики та машинобудування.

Досвід:

2008–2011 — оператор очисних споруд, диспетчер з транспортування газу Рівненського лінійного виробничого управління магістральних газопроводів ДК «Укртрансгаз».

2011–2017 — провідний інженер, заступник начальника прес-служби, начальник відділу зв’язків з громадськістю та пресою ПАТ«УКРТРАНСГАЗ».

2017–2018 — директор з персоналу ПАТ «Магістральні газопроводи України», радник Міністра енергетики та вугільної промисловості України.

2021 — директор з інтегрованих комунікацій НАК «Нафтогаз України».

bielawski.maksym