Нафта: всі проти всіх (мовою оригіналу)

22 серпня 2019

На мировых рынках нефти и газа наблюдается усиление конкуренции. США увеличивают добычу сланцевой нефти, наращивают мощность инфраструктуры и посредством санкций борются за новые торговые соглашения. Например, 20 августа котировки нефти начали расти на фоне последних новостей о перспективах торговых отношений США и Китая. Вполне вероятно, что одним из пунктов торгового соглашения станет договоренность о поставке сланцевой нефти из США на азиатский рынок. Такой шаг выглядит логичным на фоне введенных в июле санкций относительно китайской компании Zhuhai Zenrong Co, которая импортирует иранскую нефть.

Саудовская Аравия сохраняет свою геополитическую позицию, поддерживает США и обвиняет Иран в злоупотребленииях и агрессивной политике. Зато Иран выбрал жесткие методы борьбы за место на мировом рынке нефти и прибегал к атакам на танкеры в Персидском заливе. Но такая стратегия оказалась безрезультативной.

2020 год может существенно изменить мировой рынок нефти за счет незначительного роста спроса на черное золото и стремительного роста добычи государствами, которые не входят в состав организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК). Главным драйвером таких изменений станут США. Они за счет сланцевой нефти получат 70% избытка, который будет добыт в странах, не входящих в ОПЕК.

Во втором квартале 2020 года, после завершения ограничений ОПЕК+, ситуацию попытается сбалансировать Россия за счет увеличения объемов собственной добычи. Но даже в условиях сегодняшних ограничений российские экспортеры получают достаточную прибыль. Санкции, введенные президентом США Дональдом Трампом относительно Ирана и Венесуэлы, спровоцировали дефицит сернистой нефти, экспортируемой в эти две страны, которая по своему составу похожа на нефть из РФ. Это привело к росту спроса на российскую смесь сырой нефти.

Подобная ситуация будет способствовать нагнетанию еще большей геополитической напряженности на мировом рынке нефти. Но существенных изменений нефтяных котировок не произойдет. Напротив, средняя цена нефти, которая сейчас составляет 60 долл./барр., в 2020 году должна упасть до 57,5 долл. и до 54,5 долл. в 2021 году. После этого котировки временно застынут вследствие усиления мер по борьбе с изменением климата.

Украина, скорее всего, выиграет от такой конъюнктуры на мировых рынках. Ведь снижение стоимости нефти, изменение стратегии крупных игроков способствуют переформатированию рынка за счет поступления “черного золота“ из новых источников. Уже сегодня мы видим, что на украинский рынок только за два последних месяца попало две партии нефти из штатов. Следует ожидать, что интенсивность поставок будет только расти, и вместо одного танкера в месяц украинские порты будут принимать два и более. На сегодняшний день сланцевая нефть из месторождений США дешевле, чем нефть европейской марки Brent. Также альтернативой может стать нефть с Ближнего Востока. Саудовская Аравия недавно снизила цены для покупателей в Европе.

Предложение сейчас превышает спрос, поэтому Украина имеет возможность выбрать выгодного поставщика, загрузить работой морские терминалы, железнодорожную инфраструктуру и потенциально восстановить работу Одесского НПЗ. Все это открывает новые экономические возможности для развития южного региона страны.

Напомню, что с 1 июня 2019 года в РФ вступил в силу запрет на экспорт нефти и нефтепродуктов, каменного угля, кокса и других видов топлива в Украину. Но время показало, что подобные санкции со стороны Москвы никак не повлияли на нашу экономику. Зато данной ситуацией воспользовалась Беларусь, для которой украинский рынок благодаря удобной логистике и возможности беспошлинно ввозить нефтепродукты по-прежнему остается одним из самых высокодоходных. Только вот увеличить поставки беларусских нефтепродуктов без наращивания импорта российской нефти будет крайне сложно.

Как ответ на расширение российских экономических санкций, Украина ввела спецпошлины на импорт дизтоплива и сжиженного газа. Такая пошлина, в случае поставок дизельного топлива, сняла
сверхрыночную маржу трейдера, который импортировал ресурс по трубопроводу. Таким образом, были созданы равные условия для всех поставщиков, и на это сразу же отреагировал рынок: цены на дизтопливо опустились до уровня 2017 года.

По оперативной информации, за первую декаду августа поставка нефтепродуктов из Беларуси в Украину выросла на 13,5%, а импорт дизельного топлива из Литвы увеличился на 32%.

Цифры в очередной раз доказывают, что конкуренция за рынки сбыта существует, и потребитель имеет право выбирать. Главное — создать прозрачные и равные условия для всех.


Джерело:

Максим Білявський

Провідний експерт енергетичних програм


Народився у 1986 р. в Житомирській області.

Освіта:

Житомирський державний технологічний університет, факультет інженерної механіки (2008).

Кандидат технічних наук (2010).

Івано-Франківський національний технічний університет нафти і газу (2012).

Автор 17 патентів на винаходи та більше 100 наукових праць в галузі енергетики та машинобудування.

Досвід:

2008–2011 — оператор очисних споруд, диспетчер з транспортування газу Рівненського лінійного виробничого управління магістральних газопроводів ДК «Укртрансгаз».

2011–2017 — провідний інженер, заступник начальника прес-служби, начальник відділу зв’язків з громадськістю та пресою ПАТ«УКРТРАНСГАЗ».

2017–2018 — директор з персоналу ПАТ «Магістральні газопроводи України», радник Міністра енергетики та вугільної промисловості України.

2021 — директор з інтегрованих комунікацій НАК «Нафтогаз України».

bielawski.maksym