Росія незабаром може провести операції на Близькому Сході та в Європі

Итоги последнего раунда консультаций в Минске 3 августа были абсолютно ожидаемы. Это было понятно даже не вчера, а, наверное, на следующей минуте после ознакомления с Минскими соглашениями или, точнее, Комплексом мер по выполнению Минских соглашений, подписанными в феврале 2015 года.

По информации участников понятно, что полтора года переговоров в Минске ни к чему не привели, поскольку позиции сторон остаются бескомпромиссными. Украинская сторона настаивает на приоритете вопросов безопасности и возможности перехода к этапу политического урегулирования после выполнения ключевых пунктов Соглашений, а именно: полного прекращения огня, отвода тяжелых вооружений и установления контроля над границей (что, кстати, противоречит подписанному тексту). Для другой стороны первоочередными являются амнистия, особый статус и "выборы".

Что касается позитива или того, что пытаются выдать как целесообразность и необходимость Минского процесса, то, возвращаясь к тексту Минских соглашений, нужно признать полное выполнение единственного — 13-го пункта: "Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы".

Трудно сказать насколько Минские соглашения способствовали освобождению пленных или заложников. Те же вопросы решались до "Минска" и, я уверен, решались бы без Минска. Причина проста: обмен пленными — один из немногих вопросов, где присутствует взаимный интерес сторон. Но проблем от этого не меньше. А обмен "всех на всех" не возможен в принципе до окончания войны и на многие причины этого неоднократно обращалось внимание.

Что могло бы помочь распутать этот клубок и облегчить судьбу наших военнопленных, а также решить проблему привлечения к ответственности сепаратистов/террористов, так это формальный переход от "АТО" к "войне". В этом случае, с одной стороны, появились бы дополнительные возможности привлечения международных организаций, которые бы работали на основе соответствующих Женевских конвенций 1949г. (военнопленные, оккупированные территории) с Москвой, а не с ДНР. С другой стороны, для Украины были бы решены многие проблемы, связанные с соблюдением юридических формальностей по аресту, привлечению к ответственности или освобождению "комбатантов" противника.

Представители "ДНР/ЛНР" в Минске играют роль в соответствии со сценарием достижения целей войны России против Украины как с помощью оружия, так и невоенными методами.

Хотелось бы еще раз напомнить, что текст этих Соглашений писался в Кремле и не для того, чтобы урегулировать конфликт на Донбассе, а "редакционные" правки по результатам многочасовой встречи в Минске не изменили их сути. На ключевые проблемы содержания и последовательности мероприятий, изложенных в тексте, неоднократно обращалось внимание политиками и экспертами. Поэтому, с целью экономии времени, хотел бы акцентировать внимание читателя на главной проблеме, а именно — отсутствии формализации роли России как стороны конфликта и агрессора.

Можно соглашаться с аргументами по поводу ценности досконально выписанных текстов для государства, которое уже нарушило массу международных договоров. Вместе с тем, подобные уступки в принципиальном вопросе определения сторон конфликта, помогают Путину и дальше играть роль миротворца в "гражданской войне на Украине".

Сейчас обе стороны заняли выжидательную позицию и она, похоже, оправдывает себя. Украина пытается выиграть время, но такая позиция — при отсутствии общей стратегии — таит в себе огромные риски. Россия тем временем решает несколько задач: истощение противника с помощью боевых действий малой интенсивности, полигон для испытания вооружений и обкатки личного состава в реальных боевых условиях на театре вероятных боевых действий, "утилизация" асоциальных и радикально настроенных элементов, канализация протестных настроений и т.п. Такая тактика была относительно успешной для России до недавнего времени.

Как будет развиваться ситуация в дальнейшем, тяжело сказать. Санкции работают против России, но там к ним привыкают, а Запад устал и время от времени выдвигает противоречивые идеи по пересмотру. Что касается последних событий в мире, касающихся наших проблем, то хотелось бы еще раз обратить внимание на Заключительное коммюнике саммита НАТО в Варшаве. Особую ценность представляют несколько абзацев, касающихся "кризиса в и вокруг Украины". В этом документе разрушен миф о непричастности России к войне на Донбассе, который Россия постоянно навязывала и успешно формализовала в Минских соглашениях. То, что раньше было на уровне устных заявлений и намеков типа: "мы же знаем, и вы знаете", сейчас зафиксировано в документе, подписанном 28-ю лидерами государств-членов НАТО. Это дает нашим переговорщикам мощнейший аргумент, который можно и нужно подкреплять документальными фактами подтверждения участия России в конфликте.

Очередная встреча Трехсторонней контактной группы в Минске намечена на 26 августа. Состоится ли она и что нового она принесет гадать напрасно. Впереди нас ждут несколько недель месяца августа, имеющего нехорошую репутацию, связанную с событиями в России и с Россией. Со стороны России устами "ДНР/ЛНР" и российских СМИ распространяется информация о готовящемся наступлении со стороны Украины. Напрасно пытаться переубеждать Кремль в обратном. Там прекрасно понимают, что Украина ни в коем случае этого делать не будет ни сейчас, ни в ближайшем будущем. Смысл и цель этой риторики — подготовка почвы к возможному возобновлению активных наступательных операций под предлогом необходимости обороны.

Кроме того, как мы уже убедились, существует, возможно, непрямая, но достаточно тесная связь между действиями России на территории Украины и в Сирии. Нельзя исключать, что может готовиться одновременное проведение двух операций. Одна из них может быть основной, а другая служить отвлекающим маневром для Запада, поскольку Запад и США, прежде всего, вынуждены по-разному реагировать на действия России в Европе и в Азии. Путин готовит очередную головоломку для западных лидеров по совмещению сдерживания с сотрудничеством. Ну и отпуска, старые и новые обиды (в т.ч. спортивные) нельзя сбрасывать со счетов. Две предыдущие олимпиады (Пекин и Сочи) были отмечены "яркими выступлениями" российских не только спортсменов, но и военных.

Новости Украины и мира

Олексій Мельник

Співдиректор програм зовнішньої політики та міжнародної безпеки, координатор міжнародних проектів


Народився в 1962 р. в Хмельницькій області. Закінчив Чернігівське вище військове авіаційне училище льотчиків (1984), Інститут іноземних мов міністерства оборони США (1993), Школу командирів ескадрилій Університету військово-повітряних сил США (1994), Курс управління повітряним рухом військово-повітряних сил США (2001), Королівський коледж оборонних наук Великої Британії (2007).

Робота:

1980–2001 р. — служба в Збройних Силах, підполковник запасу, учасник миротворчих операцій ООН (1996, 1997). Остання посада в Збройних Силах України — заступник командира авіаційної бази з льотної підготовки.

2001–2004 р. — Центр Разумкова.

2004–2005 р. — ДП «Укроборонсервіс».

2005–2008 р. — Міністерство оборони України, начальник організаційно-аналітичного управління забезпечення роботи міністра оборони України — перший помічник міністра оборони.

(044) 201-11-95

melnyk@razumkov.org.ua

oleksiy.melnyk