Скільки СНГ потрібно Україні? (мовою оригіналу)

28 вересня 2016

8 августа 2008 года началась российско-грузинская война, и уже 14 августа грузинский парламент принял Постановление о выходе из СНГ


17 сентября на 25 юбилейном заседании СНГ в Бишкеке украинская сторона в лице своего посла в Киргизии Николая Дорошенко выступила с демаршем относительно двух пунктов повестки — председательствования РФ в 2017 году и по крымскому вопросу (переписи населения стран СНГ в 2020 году, когда население оккупированного Крыма будет зафиксировано как россияне).

Российский президент заявил, что Украина не подписала устав СНГ и поэтому «вряд ли может вносить свои предложения по поводу работы этой структуры». Украине достаточно внятно указали на ее место. А на заседание лидеров СНГ в узком кругу Дорошенко допущен не был, и по этому поводу МИД Украины направило ноту протеста Исполкому Содружества.

По итогам саммита СНГ подписано 16 документов, ряд из которых для Украины выглядят как минимум неприемлемыми, а учитывая гибридную войну с РФ — попросту кощунственными: Заявление о борьбе с международным терроризмом, Концепция военного сотрудничества, Программа сотрудничества в укреплении пограничной безопасности на внешних границах и др.

Весьма показателен уровень представительства. Шесть стран (Россия, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Казахстан и Таджикистан) были представлены президентами, а далее по нисходящей: Молдова — премьер-министром, Туркмения — вице-премьером, Узбекистан — главой МИД и Украина — послом.

Для России экономическим ядром интеграции постсоветского пространства стал ЕАЭС, а военно-политическим — ОДКБ

Стоит напомнить, что в базовом Законе «Об основах внутренней и внешней политики» ключевым геополитическим вектором Украины является европейская интеграция, а СНГ вообще не упоминается. Это логично, ибо за четверть века Содружество не стало ни влиятельным международным субъектом, ни центром экономической интеграции на постсоветском пространстве. Более того, СНГ не в состоянии урегулировать ни перманентно возникающие на постсоветском пространстве конфликты, ни реально объединить страны-участницы, чьи интересы и позиции все более и более расходятся.

Для России экономическим ядром интеграции постсоветского пространства стал ЕАЭС, а военно-политическим — ОДКБ. СНГ, тем временем, играет подсобную функцию «мягкого» объединителя постсоветского пространства под эгидой Москвы. Весьма показательно, что в Стратегии национальной безопасности РФ, подписанной Владимиром Путиным 31 декабря 2015 года, в базовом разделе «стратегическая стабильность» приоритет отдается взаимодействию в рамках БРИКС, ШОС и Форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество». СНГ отнесено на второе место.

Это говорит вовсе не о том, что постсоветское пространство для Москвы — не главный приоритет (наоборот, агрессивная политика Кремля направлена на установление протектората над «постсоветской зоной привилегированных интересов РФ»), а о том, что СНГ не воспринимается как основной инструмент интеграции этой зоны. Стоит полагать, что осознание этого переориентировало Москву на ЕАЭС и ОДКБ, а выявившаяся неэффективность этих институций подтолкнула к силовой модели контроля над постсоветским пространством и агрессивного недопущения европейского дрейфа Украины, Молдовы, Грузии.

Для Украины СНГ уже не является даже площадкой для «равноуровневого» диалога. В 2014 году страну на саммите СНГ представлял посол Украины в Белоруссии Михаил Ежель, в 2015-м — временный поверенный в делах Украины в Казахстане Юрий Лазебник, а в 2016-м — упомянутый выше посол Дорошенко. Такая минимизация уровня участия — более чем прозрачный политико-дипломатический сигнал. Напомним, что в 2014 году украинская сторона отказалась от председательствования в Содружестве, из Киева прозвучали заявления о возможном неучастии страны в СНГ.

На что же направлено нынешнее присутствие Киева в Содружестве? Отстаивать и озвучивать собственную позицию на площадке СНГ на уровне послов? Использовать этот инструмент в противостоянии российской агрессии? Содействовать блокированию неприемлемых для Украины решений? Коэффициент подобного рода действий ныне весьма мал и, скорее, символичен. Столь же символична и номинальна роль Украины в СНГ, а багаж соответствующих соглашений, заявлений и программ, принятых в рамках Содружества для Киева, в большинстве своем, не актуален. Да и контакты со странами-членами СНГ (кроме РФ) переведены на двустороннюю основу — саммиты Содружества не считаются подходящей для этого площадкой, тем более в присутствии и под эгидой Москвы.

В этой связи весьма уместно напомнить, что 8 августа 2008 года началась российско-грузинская война, и уже 14 августа грузинский парламент принял Постановление о выходе из СНГ. Тут же 18 августа МИД Грузии направил Исполкому Содружества соответствующую ноту. Спустя год, 18 августа 2009 года, формальная процедура выхода Грузии из СНГ завершилась. Официальный Тбилиси пояснил мотивы выхода так: «государство-участник СНГ Россия осуществила военную агрессию против другого государства-участника СНГ, Грузии, оккупировала неотъемлемые части территории…».

Мотивы Украины абсолютно схожие. Правда, перед Киевом не стоит проблема выполнения процедуры формального выхода из состава СНГ, ибо де-юре, мы не являемся полноправным членом этой организации, но в политико-дипломатическом смысле фактическое участие в работе Содружества вызывает вопросы.

Стоит заметить, что граждане Украины к проблеме присутствия страны в СНГ относятся весьма неоднозначно. По данным социологических исследований Центра Разумкова (сентябрь 2016 года), 36,6% респондентов поддерживают выход Украины из СНГ, 43,8% — с этим не согласны, каждый пятый (19,6%) — затрудняется ответить.

В 2017 году председательствовать в СНГ будет Россия, и очередной саммит Содружества планируется провести в Москве в октябре следующего года. Чего нам стоит ожидать в таком случае? Очередного демарша временного поверенного в делах Украины в РФ на московском саммите или…


nv.ua

Михайло Пашков

Співдиректор програм зовнішньої політики та міжнародної безпеки


Народився в 1958 р. в Рославлі Смоленської області.

Освіта:

  • Смоленський педагогічний інститут, факультет російської мови та літератури (1979);
  • Московський інститут молоді, факультет журналістики (1986);
  • Київський інститут політології і соціального управління (1991).
  • Кандидат філософських наук, автор понад 50 наукових праць.

Робота:

  • Протягом 1979–1989 р. працював на різних посадах у районних, обласних та республіканських газетах Росії та Молдови;
  • в 1991–1994 р. — в наукових закладах Національної академії наук України;
  • в 1994–1998 р. — на дипломатичній роботі в посольстві України в Російській Федерації;
  • з грудня 1999 р. — провідний експерт Центру Разумкова;
  • з лютого 2010 р. — директор міжнародних програм.

Має дипломатичний ранг першого секретаря. Остання посада в державних органах — головний консультант Аналітичної служби Апарату РНБО України; 

(044) 206-85-08

pashkov@razumkov.org.ua